Найти тему
Что там на Сотбис?

За припрятанную дедом картину на аукционе заплатили 110 млн рублей

Три картины Камиля Писсарро и Поля Синьяка проданы Sotheby’s более чем за £22,000,000. Одна из работ находилась в скандальной коллекции Корнелиуса Гурлитта.

Источник: Pixabay
Источник: Pixabay

На прошлой недели у Sotheby’s прошли торги работ импрессионистов и сюрреалистов. Они принесли больше четырех миллиардов рублей. Наше внимание привлекли работы, которые собрали почти половину этой сумму — три картины были проданы за £22,233,000 — 1,8 млрд рублей.

Две из них принадлежат кисти Поля Синьяка, а самая дорогая — Камиля Писсарро.

Писсаро «Jeune paysanne faisant du feu, gelée blanche», £13,296,500 (1,1 млрд рублей) / Источник: Sotheby’s
Писсаро «Jeune paysanne faisant du feu, gelée blanche», £13,296,500 (1,1 млрд рублей) / Источник: Sotheby’s

Почти 100 лет назад эти три работы принадлежали известному в Европе коллекционеру импрессионизма и современного искусства, застройщику и крупному бизнесмену Гастону Леви. В своей роскошной парижской квартире он держал полотна, приобретенные у самых именитых арт-дилеров своего времени. Часть работ хранилась в бывшем охотничьем домике Наполеона III.

Леви водил личную дружбу с Синьяком. Он спонсировал проект, в ходе которого художник написал 107 французских портов. Благодаря договоренности с Синьяком бизнесмен имел право свободно выбирать полотна для своей коллекции, что он и делал. У Леви в один момент оказалось 44 работы художника.

Всего к началу 30-х годов 20-го века он собрал коллекцию из более чем 100 картин. Но вот беда: происходило все это во Франции, которая находилась в межвоенном положении. Впереди страну ждали ужасы Второй мировой, а Леви как еврея — полная смена образа жизни.

Бизнесмен вовремя переехал в Африку. Это помогло ему выжить, но о спасении картин речи уже не шло. Коллекцию Леви разграбили в течение оккупации Франции, полотна оказались в руках совершенно разных людей.

После войны многие произведения из бывшей коллекции Леви были возвращены во Францию, но по закону долгое время они выставлялись в музеях. Бизнесмен ушел из жизни в 1977 году, так и не дождавшись возвращения трех полотен, которым посвящена эта статья.

Однако, его наследники получили три эти картины в прошлом году. И без того не бедные люди в одночасье стали миллиардерами. Но речь не о них. Разговор здесь об одной из трех картин — QUAI DE CLICHY Синьяка. За нее на февральском аукционе заплатили £1,335,000. Как раз она хранилась в бывшем домике Наполеона. И ее следы после войны затерялись, а нашлись совершенно в неожиданном месте.

В 2010 году невзрачный старичок 78 лет от роду совершал мирное путешествие в Мюнхен. Неизвестно, чем он привлек внимание полицейских, но прямо в поезде он был подвергнут обыску. При нем обнаружили кругленькую сумму, которой быть у пенсионера вроде как и не может.

Начав раскручивать дело, власти поняли: что-то здесь нечисто. Выяснилось, что о старичке неизвестно буквально ничего. У пенсионера нет медстраховки, сведений из соцучреждений. Оказалось, что мужчина всю свою жизнь как будто нигде не работал и доходов не получал.

Пенсионера звали Корнелиус Гурлитт. Он — потомок видных немецких интеллигентов. Прадед Корнелиуса — художник 19-го века Луис Гурлитт, дети которого все сплошь ученые, антиквары и педагоги. Отец самого Корнелиуса занимался перепродажей картин в те же годы, когда Леви собирал свою коллекцию во Франции. Как и парижанин, отец Корнелиуса был евреем. Но ему повезло больше, чем Леви: крупные шишки из Рейха использовали его для вывоза за рубеж награбленных картин.

Война кончилась, и Гурлитт поспешил извлечь выгоду в новых условиях. Он выдал себя за жертву и сообщил, что его коллекция была частично уничтожена и разграблена. В последующие годы под этим соусом ему даже вернули некоторые картины, которых он ранее, скорее всего, даже в руках не держал. Стоит ли говорить, что огромная коллекция украденных полотен так и осталась у Гурлитта, в то время как его подельников настигла расплата за содеянное в годы войны?

Отец Корнелиуса погиб в 50-е, и вся подпольная коллекция досталась сначала его жене, а после — сыну. Тот тем самым получил возможность никогда в своей жизни не работать. Иногда он продавал картину-другую, что обеспечивало ему безбедное существование на долгие года. Впрочем, такое наследство не сделало его счастливым. Корнелиус вел отшельнический образ жизни и не пускал ни единую живую душу к себе в дом.

Корнелиус Гурлитт в последние годы жизни / Источник: Telegraph
Корнелиус Гурлитт в последние годы жизни / Источник: Telegraph

Когда разразился скандал, в домах Корнелиуса обнаружили полотна более чем на миллиард евро. Речь идет о тысячах картин. Корнелиус умер в 2014-м. С тех пор сотни картин были возвращены потомкам людей, которых давным-давно незаконно их лишили. В их числе оказались и наследники Леви.

Время актуальных сравнений: в конце января главное автотранспортное предприятие Башкортостана объявило конкурс на покупку 40 новых автобусов. За них заплатят 110,000,000 рублей. Столько же стоит одна картина Синьяка из подпольной коллекции Гурлитта, проданная на аукционе.

Кстати, недавно мы рассказывали историю мужчины, на стене которого полвека провисела неприметная картина. Его потомки стали богаче на 200 млн рублей

Хотите узнавать больше из мира аукционов — подписывайтесь на наш канал