Квентин Тарантино очень любопытный режиссер с уникальным, авторским видением на кино, которое прослеживается во всех его картинах. За что этого человека называют гением? За жестокое, кровавое, но прекрасное безумие? За невероятные диалоги, которые одновременно ни о чем и обо всем? Или за фут-фетишизм? Вероятно, и за все сразу. Выпустил он относительно мало фильмов, каждый из который отличается от предыдущего. История про грабителей, последнее дело которых пошло не так? "Бешеные псы", конечно же. А вот тоже грабители, уходят от полиции, но вот незадача, прибывают в мексиканский бар, который облюбовали вампиры. Ха, «От заката до рассвета», верно. А сегодня история про актера вестерн-сериалов, чья звезда отсветила свое и медленно гаснет и его дублера и все на фоне и в стиле Голливуда конца 60-х годов. «Однажды в… Голливуде». И уверяю вас, этот фильм вы тоже запомните. Может Тарантино и не лучший режиссер, но он точно уникальный режиссер.
Сюжет стартует представления Джоя Кэхила, альтер-его актера Рика Далтона, которого в свою очередь играет Леонардо Дикаприо, с которым Квентин успел поработать в «Джанго освобожденном». Отсюда зритель узнает, что Рик некогда был весьма и весьма успешным актером, имеет дом на голливудских холмах, да и его имя на слуху, а вот сейчас… а сейчас все чаще роли злодеев в тех же вестернах, где в конце главный герой как положено побеждает его на площади и отбывает на своем жеребце в закат. И совсем скоро не будет: «Это же Рик Далтон! Да, он играл Джоя Кэхила в Сезоне охоты», а будет «Это же тот парень, ммм, как его звали, его еще застрелили в конце…», в общем перспективы вырисовываются не то, чтобы радостные. Клифф Бут, неизменный дублер Рика, которого играет Брэд Питт предстает перед нами вероятно лучшим другом Далтона и попутно его ангелом-хранителем. Он возит Рика на машине, потому что у того забрали права за вождение в нетрезвом виде, выполняет для него разного рода мелкие поручения, ну и дублирует его, разумеется. Когда есть надобность. И сейчас все больше мелкие поручения. Его продюссер Марвин Шварц говорит Рику, что тому стоит попробовать себя в спагетти-вестернах, но тот считает их дном киноиндустрии (как в общем то и было в США тех годов) и воспринимает это как последний гвоздь в свой гроб.
Попутно мы узнаем, что у Клиффа нет никакой другой работы, кроме тех поручений, что он выполняет для Рика, о чем наглядно свидетельсвует место его жительства, отражая контраст между домом на сваях на голливудских холмах и… пустырем, где-то на задворках где собственно и стоит трейлер Клиффа. Стоит отметить, что номинально Клифф – второстепенный персонаж, фактически по экранному времени он не уступает главному герою, то есть Рику, это на тот случай если у кого-то возникнет вопрос почему я так много говорю про него. Итак, да, он живет на пустыре в трейлере вместе со своей собакой. Внутри царит полнейших хаос и неразбериха, видимо Клифф не поклонник уборки по дому. Так же мы узнаем, что сам Рик мечтает познакомиться с поселившимся по соседству режиссером Романом Полански (да, именно он снял Ребенка Розмари), чтобы такое приятное знакомство вновь открыло ему путь на небосклон славы.
На следующий день Клифф отвозит Рика на съемочную площадку, где он будет играть очередного злодея, а сам отправляется чинить антенну, которую ночью снесло ветром. Сидя на крыше, он вспоминает как дрался с Брюсом Ли на съемочной площадке «Зеленого Шершня» и тут же мы узнаем, что ходит, будто он убил свою жену. Рик в это не верит, зато верят все остальные и им не очень нравится его присутствие. Поскольку Далтон не давал других поручений, Клифф отправляется кататься по городу, где встречает девушку-хиппи, которую он видел накануне и предлагает подвезти её. Тем временем на съемочной площадке Рик проклинает себя за пьянство, за то, что забыл слова и что из-за этого он находится там, где находится. Мотивированный самопорицанием Далтон возвращается и выдает мощнейшее выступление, впечатлив и режиссера, и всех остальных актеров.
Фильм частично базируется на реальных событиях, о чем говоря нам имена настоящих актеров и режиссеров, например, тот же Роман Полански или его супруга Шерон Тейт. Так же он обыгрывает в своей манере знаменитое убийство беременной Тейт, показывая нам некую альтернативную концовку, мол, а что будет, если убийцы зайдут домой не к Тейт, а живущему по соседству Рику Далтону? Это связывает с «Бесславными ублюдками», где за основу опять же был взят определенный исторический период.
«Однажды в Голливуде» всеми возможными способами отсылает нас к Лос-Анджелесу конца 60-х, это видно и в окружающей обстановке и в событиях (например, движение хиппи), а наиболее видно в фильмах. Дело в том, что в фильме не раз и не два встречается момент либо самих съемок, либо как герои смотрят другие картины. Разумеется, очень много вестернов, ибо как раз в эти годы происходило возрождение жанра, что совпало с появлением снятых в Италии и Итальянскими режиссерами «спагетти-вестернами». И снова историческая личность – Серджио Корбуччи, режиссер номер 2 этих самых вестернов, после Серджо Леоне. И что интересно, именно в фильмах Корбуччи будет сниматься Далтон. Это не первый фильм, прямо или косвенно связанный с вестерном, что характерно для творчества Тарантино, ибо общеизвестный факт, что он обожает «спагетти-вестерны» и вдохновлялся ими.
Актерский дуэт из Леонардо ди Каприо и Брэда Питта выше всяких похвал, играют, как и положено их высокому статусу, то есть отлично. К слову, Брэда Питта выдвигают на «Оскар» за лучшую роль второго плана. Что ж, вполне заслуженно, хоть и по значимости и экранному времени он скорее девтерагонист. Мне не очень нравится Марго Робби, но на роль Шэрон Тейт едва ли можно найти кандидатуру лучше, ведь именно её амплуа. Да и некая внешняя схожесть с настоящей Тейт прослеживается.
Фильм резко отличает от других картин режиссера значительно уменьшением количества сцен насилия, которых в фильме по сути две. Сделаны они шикарно, безусловно, но от хронометража длительностью в два с половиной часа отнимают ничтожное количество времени. Плохо это? Вовсе нет, просто фильм больше не ода насилию, каким, например, было «Убить Билла», но плохим он от этого не становится.
«Однажды в… Голливуде» это красивое, талантливое воспроизведение духа того времени, сплетенного с крепким сюжетом и запоминающимися персонажами. Под конец поймал себя на том, что совершенно не хочется расставаться с этими персонажами, хоть и смотрел на них два с лишним часа. Новая работа Тарантино ни на йоту не уступает его предыдущим творениям, хоть и существенно отличается от них.