Все знают, что второго шанса на это не будет. Для автора важно зацепить и захватить воображение читателя книги с первой же фразы, особенно сегодня, когда книг много, и каждая из них бьется за расположение читателя.
K. M. Weiland в своей книге Structuring Your Novel: Essential Keys For Writing an Outstanding Story делится своим писательским и читательским опытом, как поймать читателя на крючок.
Он говорит, что каждое начало истории должно показать читателю героя, сеттинг и конфликт. Но сам по себе ни один из этих элементов интригу не создаст. После прочтения первой же фразы у читателя должен возникнуть вопрос - а что, собственно, происходит? Но здесь будьте осторожны - читателя должен удержать интерес к событиям, которые произойдут, а не отсутствие понимания, что тут вообще происходит и стоит ли ему ломать голову.
Автор также предостерегает от бездумного использования в начале истории следующих элементов:
- пролог. В большинстве случаев без него можно смело обойтись. Чаще всего это просто непролазный лес между читателем и хорошей историей;
- сны. Издатели и редакторы терпеть не могут, когда рассказ начинается с описания сна (говорит автор, и я ему верю). Если есть необходимость именно в таком начале, уделите сну не более одного абзаца;
- предыстория. Здесь важно решить, насколько она важна для продвижения сюжета, и как она встраивается в сюжетный паззл.
И вот пример хорошего начала, на мой искушённый читательский взгляд:
"Что меня злит, так это когда на мой вопрос: "Как ты думаешь, что случилось с мамой?" - папа отвечает: "Пойми, самое главное - ты не виновата".
Интрига? Да-а-а!