Дорогие друзья, я уже не раз отмечал на своем канале, что, из киноляпов в современных фильмах и сериалах, стараюсь замечать только те, которые касаются военной формы одежды, а точнее ее искажения. Эта тема мне близка и понятна.
Вчера закончил просмотр сериала "Ученица Мессинга". Время в сериале отражает боле чем 30-ти летний период (с 1967 по 1999 годы). Хочу отметить, сериал в целом, мне понравился, смотрел на одном дыхании, с удовольствием. О некоторых фактах раньше не знал. Но, прежде чем обсуждать тему военной формы 60-70-х годов в сериале и отмечать показанные в ней недостатки, непроизвольно бросились в глаза иные ляпы, мимо которых я не мог пройти и которые, ну никак, не смогли оставить меня равнодушным.
Предупрежу сразу, на схожесть с оригиналом или наоборот актера Юрия Беляева, сыгравшего роль Вольфа Мессинга в сериале, я внимания не обращал, так как это право режиссера показать главного героя так, как он его видит. Вроде сходство какое-то есть, но тут каждый определяет сам.
Итак, первая серия. 1967 год. Молоденькая девушка Ольга - будущая ученица Мессинга, приезжает к нему в Ленинград и входит во двор дома, где проживает гений.
Обратите внимание - во дворе дома стоит автомобиль "Жигули ВАЗ- 2103". Такого в принципе не могла быть и это первый ляп. Согласно википедии, " 21 января 1967 года был вырыт первый кубометр земли под строительство первого цеха завода — корпуса вспомогательных цехов (КВЦ). А 19 апреля 1970 года с главного конвейера завода сошли первые шесть автомобилей ВАЗ-2101 «Жигули»"...
Таким образом стоящий на фотографии автомобиль к тому времени не был даже в проекте, ибо первые "копейки" сошли с конвейере только через 3 года, а уж "тройки" еще позже . С таким же успехом вместо него можно было поставить и "Ладу-Калину","Ладу-Приору", "Ладу-Гранту"...
Естественно также бросаются в глаза и те факты, что актеры всегда на протяжении всего этого сериала почему-то носят пустые чемоданы.
Следующее, что бросилось в глаза. 1969 год. Жениху Ольги - Володе, как будущему молодожену, выделяют 2-х комнатную квартиру. Он приводит Олю показать эту квартиру.
Что здесь не так? Ну, во-первых, молодые еще не расписались и не являются супругами, соответственно отдельная квартира холостяку не положена. Во-вторых, у них нет детей и выделение им изолированной 2-х комнатной квартире даже не рассматривалось. Кстати, в то время, при распределении квартир, жил.комиссия на этот факт всегда обращала особое внимание. Ну и в-третьих, кто такой этот Валера - обыкновенный лейтенант, ничего из себя не представляющий. Так за какие заслуги ему вообще положена квартира. В те годы офицеры с более высокими званиями, выслугой лет с семьями ютились в общежитиях и коммуналках. Что же еще бросается здесь в глаза? Смотрим внимательно и видим, на полу постелен ламинат. Особо это сильно видно на следующем кадре, когда Володя подпрыгивает, а ламинат под его ногами прогибается.
Ну ламинат вместо паркета, так ламинат - какая разница? А разница в том, что, согласно той же википедии, "Прародитель ламинированного паркета, известного сегодня, был разработан в 1977 году в шведской компании Pergo, в то время являющейся частью группы Perstorp".
Таким образом, в 1969 году ламинат никак не мог быть постелен на полах в советских квартирах.
Ну а теперь переходим к военной форме одежды и несоответствию ряду событий и фактов.
Итак на дворе зима заканчивающегося 1968 года. В Олю влюбляется молоденький лейтенант Володя, представившийся ей летчиком-испытателем.
Вроде все нормально и естественно. Но через несколько дней знакомства и их встреч, Володя делает Оле предложение руки и сердца и говорит, что через полгода он заканчивает военное училище и в августе они могут пожениться. Как же так, ведь он уже лейтенант, а до окончания военного училища и получения диплома воинское звание не присваивается.
Идем далее. 1969 год. Оля дает концерты в Доме офицеров. Обратите внимание на знаки об окончании высших военных училищ на груди у морских офицеров.
Такие же знаки с гербом на звезде в центре ромба и на голубом фоне присутствуют на груди и у Володи и у его товарищей.
Все бы ничего, но это новый знак, дизайн которого был утвержден лишь в 1980 году и на груди у офицеров 60-х годов никак не мог быть.
Знаю об этом не только по собственному опыту, так как получил такой знак после окончания высшего военного училища, но и согласно википедии, "Нагрудные знаки также были изменены в 1980 году Указом Президиума Верховного Совета СССР от 10 октября 1980 года (объявлен по войскам приказом Министра обороны СССР № 330 от 6 декабря 1980 года). Нагрудный знак для лиц, окончивших высшие военные училища и военные институты Вооружённых Сил СССР — слегка выпуклый ромб, покрытый светло-синей эмалью. По краю ромба полоски серебристого цвета шириной 2,5 миллиметра, окаймлённые бортиками. В центре знака на фоне светло-синей эмали наложена пятиконечная звезда, покрытая рубиново-красной эмалью; фацет звезды посеребрен; поверх звезды наложено позолоченное изображение Государственного герба Союза Советских Социалистических Республик".
А в 60-е и 70-е годы выдавались вот такие знаки об окончании высшего военного училища или военной Академии.
Но это, как говорится, незначительные мелочи в военной форме, за которые особенно и не очень хочется ругать режиссера, ибо в дальнейшем я перед ним просто "снимал шляпу". Режиссер великолепно справился с очень тяжелой задачей и одел актеров по всем правилам того времени. Режиссер сериала Владимир Нахабцев (младший) конечно же не прошел школу военной службы в то время, т.к. родился только в 1965 году, следовательно пригласил толкового военного консультанта, который очень хорошо выполнил свою работу. Посмотрите на фотографиях как все в форме соответствует эпохи начала 70-х.
Фуражки, петлицы, орденские планки (колодки от медалей) естественны и соответствуют действительности, в том числе и на фотографиях выше, на которых изображены летчики. Погоны пришиты полностью, так как надо, а не на двух стежках, как в некоторых других фильмах.
Особое уважение, по отношению к правильно изображенной военной форме того времени, режиссер вызывает и тем, что разобрался во всех тонкостях и деталях ее изменений. Так, в середине 70-х годов на фуражках у офицеров, вместо черного, появился "золотой" ремешок а петлицы на кители стали с "золотым" ободком на металлической основе.
Также понравилось то, что и дальше режиссер следил за сюжетом и военной карьерной лестницей мужа Ольги, постепенно добавляя на его китель очередную планку от медали, а на погоны новую звезду.
Честно говоря, я впервые за последние лет 15 столкнулся с таким скрупулезным отношением съемочной группы к военной форме одежды 50-ти и 45-ти летней давности. От всех военных, режиссеру, консультанту и всем создателям данного сериала браво за военную форму!!! Если бы все кинематографисты так четко и досконально подходили к выполнению своих обязанностей, в частности к военной форме одежды, наши герои на экранах не выглядели бы как ряженые. Это уже большой прогресс! Надеюсь и дальше режиссеры, снимающие сцены с армией, формой одежды, продолжат пользоваться услугами военных консультантов.