Центральной улицей в то время являлась Кооперативная улица. Она шла от магазина «Сельмаг» до другого магазина ТПО. В 1942г. Сельмаг был еще красивым. Здание было выкрашено голубым цветом, в широких окнах стояли зеркальные шары разных размеров. Шары были в виде глобусов. Это был промтоварный магазин. Во время войны полки были пусты, а сельмаг закрыли. Недалеко от сельмага на углу перекрестка стоял магазин «Сельпо» в нем по карточкам давали хлеб .
В МТС бригады трактористов ремонтировали с/х технику: тракторы, комбайны и т.д. Шла война, надо было укреплять тыл. Был такой лозунг: «Все для фронта, все для победы!» Все с/х продукты перерабатывались на мелких заводах и вывозились в упаковках на фронт.
В Тарбагатае на Колхозной улице был молокозавод. Каждое хозяйство семьи облагалось гос. налогом, по которому надо было на молокозавод сдавать не менее 5л молока в день. Получалось так, что в семье даже для детей не оставалось молока. Молоко можно было сдавать утром и вечером. Там обязательно проверялась на приборах жирность и если жирность не соответствовала стандарту, то увеличивали количества молока для сдачи в 2 раза. Так что никакой водой молоко нельзя было разводить. Там же сепараторы перегоняли молоко на сливки, потом сбивали масло и уже упаковав в ящиках отправляли на склады, а там и на фронт. Из обрата делали творог, сыворотку, отправляли в больницы, на хлебозавод. Воровство каралось расстрелом. Был очень строгий контроль и учет.
Жили в доме на 2 хозяина. В квартире как-то было бедно и неприглядно. Держали хозяйство: корову, овец, козу. В 1946 г. дали другой дом, построенный ранее для заводского начальства. Квартиры стали пустовать т.к. большинство инженеров, начальников было командировано из Москвы. Но война закончилась и они вернулись на свои места.
В выходные ходили на охоту, ставили петли на зайцев, однажды даже в капкан попалась рысь. Зайчатину варили, жарили. Даже из рысьего мяса делали котлеты.
В Тарбагатае во время войны стояла воинская часть, казармы были там. Военным фельдшером был Савенков Степан Петрович. Местное население чаще всего к нему обращалось, т.к. постоянного врача не было. Он и стоматолог был, и педиатр, и терапевт. Местное население в знак благодарности приносили ему мясо, муку, молоко, яйца.
Старые дома можно было отличить от новых тем, что в старых домах на улицу всегда смотрела глухая стена. В этой стене была только форточка. В Сибири такие дома строили прежде всего там, где проходил тракт по которому вели, везли заключенных. Если сбегал каторжник он мог найти еду вот в этих оконцах- форточках. Каждая хозяйка на ночь выставляла крынку с молоком и кусок хлеба. По такому же принципу построен был и дом бабушки. Главная дорога-тракт шла по Колхозной улице, направлялась в пос. Кули до Петровска. Была церковь, одно время там был клуб.
Река Хилок, которая берет свое начало в Саянских горах, была большой, особенно полноводной становилась весной. Коров выгоняли на пастбище за реку. Когда их много, то они дружно переплывали, но вот если проспишь и гонишь одну, то одно наказание. Долго гоняешь ее по реке, чтобы она переплыла.
Была учительница Нина Борисовна она хорошо пела, танцевала, учила детей танцам. Очень выразительно декламировала стихи, хорошо рисовала. В послевоенные да и военные годы в школе не было наглядных пособий. Нина Борисовна часто рисовала мелом на доске, так здорово, правдоподобно. Дети восхищались ее рисунками. Писали в основном на газетах. Когда не было чернил разводили марганцовку, а то варили сажу с молоком, писали и свекольным соком. Одно перо и деревянную ручку выдавали на четверть. Писали с нажимом и с волнистыми линиями. Дети войны старались учиться, помогали друг другу. Да и учителя прилагали много усилий, чтобы объяснить доходчиво и интересно.
В Тарбагатае была ул.Шанхайская, там жили "чикойцы". Женщины там носили свой чикойские наряды. Кофта обязательно вся в сборках, юбка-тоже, много бус, монист, яркие фартуки. Чикойские были раскольниками по вере. Это высланные люди времен протопопа Аввакума. Говорили на особом наречии, напр. Лытки-голые ноги, нишкни-замолчи, ичиги- унты и т.д. В разговорной речи сибиряков много заимствовано слов от бурят, монголов.
В Сибирском диалекте: вехотка-мочалка, сохатый-лось, свирбит-чешится, чепура-чащоба, бравый-видный, гуран-козел, гача-одна часть штанины, паря-вводное слово, чуни-унты, курва-гулящая и т.д.
На этом я заканчиваю воспоминания своей бабушки……..можно много писать…..историй интересных было достаточно….но тогда это будет….уже целая книга.