И я застыл,
Как застывший бой.
Кровенеют мои бока...
Теперь ты узнал меня? -
Я ж любовь,
Застывшая на века.
(М.Анчаров)
Советский танк Т-34 сыграл решающую роль в обороне и возглавил наступление на Берлин в последние месяцы Второй мировой войны.
Декабрь 1941 года был холодным месяцем и тяжелым для СССР, поскольку немцы наступали на Москву, в то время как Сталин и его соратники планировали, как победить Гитлера, который за несколько коротких месяцев перевернул все планы и громил страну.
Польша была взята, а затем Дания и Норвегия, Бельгия и Франция пали перед немцами, которые теперь имели передовую технику. Они наступали на Москву.
Немецкие командиры были уверены в себе. Они не чувствовали себя побежденными , и в донесении разведки от 4 декабря прямо говорилось, что в СССР просто не способны «провести контрнаступление без значительных резервов.»
Завеса пала на следующий же день, когда русские начали массовую внезапную атаку, которая «застала немцев почти буквально застывшими на своих позициях», как метко описывает это историк Макс Гастингс. Зима сыграла свою главную роль, температура -30 °C заморозила немецкие смазочные материалы, в то время как российское оборудование работало отлично, особенно танки Т-34 с их специально разработанными пускателями сжатого воздуха.
Поначалу пехотинец Альбрехт Линсен не мог поверить своим глазам при виде стремительного натиска советских танков и солдат. «Из снежной бури солдаты бежали назад, разбегаясь во все стороны, как охваченное паникой стадо животных. Одинокий офицер стоял против этой отчаянной массы: жестикулировал, пытался вытащить пистолет, а затем просто пропустил его.»
Ландсер Линсен тоже на мгновение растерялся. Рядом с ним раздался взрыв, и он «почувствовал жгучую боль в правом бедре. Я подумал: "я умру здесь, в 21 год, в снегу перед Москвой.»
Неумолимые русские, укрепленные дополнительными танками и техникой и подкрепленные только что прибывшими сибирскими войсками, прорвались к северу и югу от Москвы и продолжали наступать.
В течение нескольких дней немцы отступали из-за решительных и безжалостных советских атак. Захватчики были отброшены на расстояние от 60 до 150 миль.
Немцы столкнулись с крепкими Т-34 несколькими месяцами ранее во время вторжения в Советский Союз. Они узнали, что их танки Panzer III и IV, которые успешно возглавляли французскую и польскую кампании, просто не могли сравниться с мощными и новыми танками с наклонной броней, направленными против них.
«Каждый выстрел кажется прямым попаданием», - сказал один немецкий противотанковый стрелок в начале вторжения в июне 1941 года. «Но снаряды отскакивают. Огонь, похоже, нисколько не беспокоит танки»,
-добавил изумленный артиллерист, описывая Т-34 и способность более тяжелого и менее маневренного КВ России отражать немецкую огневую мощь.
Т-34 был оснащен характеристиками, которым позавидовали бы немецкие танкисты: более толстая броня, которая была наклонена, чтобы еще больше отразить огонь противника, надежный дизельный двигатель V-12, низкий профиль и широкие гусеницы, которые делали движение по снегу и грязи сравнительно легким.
Широкие колеи оказались особенно важными при пересечении обширных пространств Родины.
Немцы в 1941 году были поначалу ошеломлены мощью и эффективностью Т-34, и они быстро поняли необходимость подготовки и решения задач, стоящих перед советским танком. В ноябре 1941 года специальный немецкий комитет по расследованию бронетехники посетил 2-ю танковую армию генерала Хайнца Гудериана и осмотрел несколько трофейных танков Т-34. Гудериан требовал полного переосмысления немецких танков и требовал значительно большей мобильности, большей бронезащиты и более тяжелого основного орудия. Это привело к двум различным и конкурирующим подходам нацистов к проектированию. Один из них, возглавляемый Даймлер-Бенцем (конструктором Panzer III), предусматривал танк, похожий по внешнему виду на Т-34 и оснащенный 650-сильным дизельным двигателем и задним приводом.
Второй проект группы MAN, проектировщика танков Panzer I и II, предусматривал создание автомобиля, построенного вокруг нового бензинового двигателя Maybach HL 210, который только что поступил в производство. Он отличался центрированной башней и передним приводом, которые не были обнаружены на Т-34.
Дизайн «Человека» победил, и он стал «Пантерой». Во многом это объяснялось тем, что он мог быть запущен в производство раньше, чем модель Daimler-Benz.
Последующие конструктивные изменения привели к 45-тонному танку, который вырос в весе на целых 50 процентов менее чем за три месяца планирования. Неотъемлемые преимущества дизельного двигателя и заднего привода были упущены в стремлении к быстрому производству.
По иронии судьбы, человек не имел возможности построить большое количество «Пантер» сам и стал полагаться на большое количество субподрядчиков, включая несколько французских фирм. Как оказалось, увеличенный вес создавал слишком большую нагрузку на непроверенный двигатель, а также на его трансмиссию и приводную передачу.
В отличие от Т-34, «Пантера» никогда не подвергалась серьезным испытаниям на подвижность или полевым испытаниям, но была спешно принята на вооружение вопреки советам Гудериана и других. В то время как машина щеголяла превосходной 70-мм пушкой L/70 и толстой, наклонной броней, она не дотягивала до других важных категорий. Надежность и экономичный дизельный двигатель были отданы краткосрочной смене в пользу целесообразности.
По иронии судьбы, боевые реалии 1941 года заставили переосмыслить и переработать немецкие танки, но немецкие разработчики жестоко ошиблись, построив танк, который по существу игнорировал эти самые реалии.
Опытный образец Т-34 испытывался против «коктейлей Молотова» в марте 1940 года. За годы войны было построено более 64 000 танков.
Танк был оснащен на начальном этапе войны 76,2-мм скоростной пушкой, которая могла уничтожить противостоящие немецкие средние танковые танки с их более легкой броней и более короткими 75-мм главными орудиями.
Советский танк был основан в значительной степени на конструкции американского инженера-новатора Дж.Уолтера Кристи, который использовал тогда новую систему подвески. Она позволяла танку быстро перемещаться по неровной местности. Способность и легкость передвижения по русским степям имели решающее значение на протяжении большей части войны. Это было очень важно, особенно когда опытные советские артиллеристы научились стрелять на ходу.
Первоначальная конструкция Т-34, безусловно, оказалась эффективной при правильном развертывании и использовании. Она была основана на уроках, извлеченных в 1939 году в монголо-маньчжурских пограничных столкновениях с японцами и ранее в гражданской войне в Испании. Легкие танки с тонкой броней, заправленные газом, не справлялись с этой задачей, и советские чиновники тихо призывали к разработке совершенно нового танка.
Несколько опытных образцов были тайно произведены , некоторые из них использовали стандартную 45-мм главную пушку, а другие-более крупную 76,2-мм пушку. Первые советские операции в Финляндии в конце 1939 года оказались катастрофическими: только за первую неделю финские противотанковые орудия потеряли 80 танков.
Это подтолкнуло сталинскую бюрократию к выбору прототипа, построенного на локомотивном заводе в Харькове, которым стал Т-34. Этот первый шаг вперед был сделан после изнурительных дорожных испытаний и демонстрации того, что максимальная 44-мм наклонная броня танка может выдержать огонь из 45-мм орудий.
Секретные испытания подвижности были проведены на полигоне Кубинка против танка III, купленного у тогдашнего союзника Германии.
Затем прототипы были доставлены обратно на завод в 1802-мильном круговом рейсе, а затем успешно использованы в демонстрационном взрыве захваченных финских бункеров.
Испытания показали прочность дизельного двигателя машины и прочность ее основного 76-мм орудия. Мощный дизельный двигатель и система подвески позволили конструкторам подчеркнуть мобильность. Он предлагал лучшую дальность полета и полную мощность на 30 процентов больше, чем любой другой современный танковый двигатель. Но трансмиссия, как и у более ранних советских легких танков, нуждалась в дальнейшем совершенствовании и доработке, как и рулевая система.
К марту 1940 года Минобороны утвердило полномасштабное производство нового танка на Харьковском заводе с использованием главного орудия Кировского завода и дизельных двигателей завода № 75 в Харькове. Первоначальная модель Т-34/76 1940 года весила чуть более 26 тонн и имела 76,2-мм пушку L-11. На следующий год была запланирована усовершенствованная 76,2-мм пушка, а также чугунная башня с более толстой броней.
К 1941 году Харьковский и Сталинградский танковый заводы вместе произвели около 1226 танков Т-34, в довольно равномерной смеси моделей 1940 и 1941 годов.
Друзья, если Вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь, вам не сложно, а нам это даст возможность развиваться.
И как всегда - Спасибо что читали!