«Хм… А кто там занимается будущим?» – «Ой, да кто только этим не занимается».
Предсказатели и футуристы
Чуть ли не во все времена истории человечества от библейских времен и до «сегодня» существовали и существуют отдельные его представители, задававшиеся вопросами будущего или старавшиеся предсказать или спрогнозировать развитие события на период разной степени длительности. Исконно, это было функция шаманов (в традиционных обществах и племенах), затем пророков (в религиозных обществах), а с зарождением в античности или позднем средневековье в религиозной среде методов познания окружающего мира причисляемых ныне к научным, этими вопросами стали задаваться еще и алхимики, астрологи и философы, предшественники современных ученых. В условиях современности функцию научно-обоснованного предвидения взяли на себя футуристы, прогнозирующие разного рода политические процессы, экономические динамику, прочие события, а также технологические достижения или их последствия.
Рассматривая в совокупности всех этих представителей прошлого и современности, кардинально различающихся по своим подходам заглянуть в будущее, я просто обязан, хотя бы тезисно расставить акценты, какими мотивами руководствовались и руководствуются все эти люди в своем, вне всяких сомнений, увлекательном процессе. И в частности, немного их классифицировать. Если же вы спросите: «А зачем их классифицировать?» – Я, в свою очередь, хитро подмигивая, отвечу так: «Для того чтобы лучше понимать какими средствами и инструментами они пользовались и пользуются в своих предсказаниях». Классифицировать же провидцев, по-моему, следует по признакам их господствующего мировоззрения, задающего, соответственно, тон всему способу мышления пророка, ясновидящего или футуриста прошлого, настоящего, да и будущего - тоже.
Шаманизм
На заре структурирования человека с формированием более-менее устойчивых племен и общин, его жизнь была насыщена чрезвычайным количеством неопределенностей и необъяснимых опасностей, угрожавших маленькому коллективу. Наверное, не стоит пояснять, насколько ценна и важна была роль представителей племени умевших более-менее точно прогнозировать развитие событий наперед. Как правило, для этого надо было знать несколько больше по сравнению с другими о жизни самого племени, территории обитания или маршрутах миграций, цикличности и особенностях природных явлений и много чего ещё. И знание это должно было быть практичным и реальным, ибо от этого зависела иногда судьба всего племени. Именно поэтому «должность» шамана была весьма почетной. Поэтому, нередко, в ряде традиционных обществ разных народностей шаманы были еще вождями или входили в «верхушку» особо приближенных. Потому как многое знали, обладали мудростью и обширным жизненным опытом. А еще шаманы, как правило, были хранителями особых знаний и практик, связанных с измененными состояниями сознания, позволявших им, входя в эти состояния лучше осуществлять функции столь необходимого всему племени предвидения и решать разного рода другие задачки. Процедура изменения состояния сознания была, обычно, связана с употреблением определенных растений, грибов совершением ритуалов, кардинально влиявших на организм и, собственно, психику, и поэтому, в силу своей опасности и щепетильности, не была доступна всем представителям общины, обрастала рядом табу и условностей. По этим же причинам шаманские практики передавалась часто по наследству. В целом, шаманским практикам и мировоззрению традиционных и племенных обществ свойственны вера в бестелесных сущностей – духов, одушевление органической и неорганической материи – анимизм, вера во множество божеств заправляющих разного род природными стихиями и природными процессами, как логическое развитие анимизма. Как известно, в шаманскую «специализацию» входило предсказание погоды, знахарство, прогноз урожайности, удачной охоты, начала военных действий против соседей, разные бытовые советы и поучения.
Таким образом, шаманизму присущ общинный уклад с традиционной ролью хранителя знаний, практик и опыта, без которых жизнь общины весьма затруднительна в парадигме мировоззрения, как правило, охотников и собирателей, из чего и преимущественно проистекает необходимость и возможность шаманского предвидения. Где роль собственно трансовых состояний, являющихся усилителем психических процессов, без опыта и знаний вторична или вообще не рассматривается в силу ее опасности и деструктивности для рядовых членов общины.
Пророки и провидцы религий и религиозных течений
С превалированием религий и религиозных течений монотеистического толка роль одного или нескольких представителей малой общины, в качестве единственных хранителей знаний практически сошла на нет. Роль многочисленной монотеистической религиозной общины, как правило, заключалась в предоставлении мировоззрения в виде символа веры в некий миф, светлое будущее, обоснование соответствующей времени государственной идеологии, предложении каждому члену общины инструментов религиозного «пути» (молитва, покаяние, догмат, медитация и т.д.).
Однако, в функции религий обычно не входит предвидение и пророчество в качестве инструмента или способа предвосхищения будущего. Зачем? Ведь суть религиозной доктрины в том, что, как правило, ей уже все известно. Исключением являются лишь элементы мифа или пророчество, входящие в символ веры или если собственно пророк канонизированный религиозной организацией. Такими элементами могут, к примеру, являться вера в рай и ад, канонизированные описания чудес авторами которыми признаны известные пророк. Канонизация, в сущности, - легитимизация (официальное признание) некоего события, человека или мифа в качестве обязательного предмета веры, не подлежащего сомнению. То есть, видно, что в данной парадигме мышления любое предвидение неодобренное организацией или не включенное в символ веры, автоматически является чужеродным системе элементом, ересью и «фарисейством». Именно, поэтому любые шаманские, языческие ритуалы, практики иных религиозных учений, знахарство и ведьмовство, вне зависимости от их результативности, считается вредным и подлежащим искоренению.
Тем не менее, в приемлемом для церкви религиозном остатке оставались пророки или провидцы, уже включенные в канон, либо своим безупречным религиозным обетом, заслугами и поведением вкупе с удачным стечением обстоятельств, оказавшимися выгодными для религиозной канонизации. Причем, безотносительно от практичности применения или реалистичности самих видений. Таким образом, даже, если длительные религиозные молитвы, пост и покаяние неких религиозных адептов и приводило их психику к определенным провидческим феноменам, то, как правило, их содержание носило оторванный от текущей действительности, яркий религиозных эмоциональный «окрас». Несмотря на ряд особенностей характерных для восточных религий, тем не менее, общая закономерность и редкость феноменов предвидения в религиозных общинах схожа по большему ряду признаков с западными учениями.
Алхимики и философы прошлого
Впрочем, религиозная община была неоднородна. Некоторым представителям античной и позднесредновековой европейской культуры, которых по способу и широте мышления можно спокойно отнести к тогдашней «интеллигенции», было тесно в религиозных рамках догмата. Ибо они своими революционными прозрениями и вольнодумством вступали в противоречия с господствующей в те времена религиозной идеологической машиной. Как правило, первые сомнения в религиозных догматах зарождались в недрах самих же религиозных общин в лице особо въедливых и вдумчивых ее представителей. По понятным причинам консервативный, обычно негибкий и закостенелый религиозный подход не мог пояснить ряд закономерностей окружающего мира. Сомнения в религиозных догматах, наблюдение, сравнительный анализ, опыт и эксперимент, новые гипотезы и моделирование давали другие результаты и открывали совершенно иные «горизонты» для пытливых умов. Судьбой этих людей нередко занималась инквизиция, а участь была незавидной. Вспомним того же монаха-доминиканца Джордано Бруно. Ну а как тогда могли восприниматься большинством представителей религиозной общины люди, чьи смелые представления радикально отличались, пускай хотя бы в дальнейшем и подтверждались? Конечно, как непонятная алхимия, ересь и очередное ведьмовство. Такие провидцы были весьма неугодны устоявшейся веками религиозной системе. Церковь тщетно боролась с новыми веяниями, в дальнейшем предпочтя путь трансформации и более гибкого реагирования на все быстрее изменяющиеся отношения и мировоззренческие настроения в обществе. Однако, представления, теории и гипотезы многих из ранних представителей этой «интеллигенции» получили должную оценку лишь гораздо позже, послужив «опорными пунктами» науки и дальнейшему технологическому развитию.
Впрочем, были и такие как общеизвестный ныне Нострадамус. Все знают его как известного провидца прошлого, но никто толком не может по его катренам предсказать что-то по существу даже в общих чертах на ближайшее время вперёд. Как правило, оказывается, что скрытый смысл туманных общих фраз его катренов вечно вырисовывается лишь задним числом. Что само за себя говорит о его провидческой ценности.
Настоящие ясновидящие, гадалки, пророки, псевдошаманы различного рода и просто футуристы
Настоящие - не в смысле подлинные, а в смысле современные. Провидческое «сегодня» сегодня представлено особо «разносольно». И каких только аналогов шаманов, ведьм и пророков из исторического обзора сейчас нет? Еще «вчера» средства массовой информации в виде телевидения и газет пестрили предложениями потомственных ведьмаков, гадалок и ясновидящих как «под копирку» предлагавшие свои услуги по устройству бизнеса и личной жизни или, как вариант, расстройству оных у «конкурентов». При помощи телепередач была создана даже целая индустрия промышленного производства экстрасенсов. Как ни странно, такое количество провидящих и всезнающих не перешло в качество, а жизнь большинства обывателей закономерно не наполнилась особыми улучшениями. Зато, как и свойственно эпохе потребительского капитализма, у некоторых граждан искренне заинтересовавшимся своим будущим, но не обладающими соответствующими талантами в данной области, предсказуемо «опустели карманы», причем порой на решительно немалые суммы. На что власти и церковь, доселе этого как бы не замечавшие, не преминули отреагировать легкой «анафемой». «Бригада» пророков и ясновидящих несколько сбавила обороты и, переселившись в обширнейшие тырнеты, «перелогинилась» в гуру-коучеров, психологических наставников широкого профиля и прочих театралов, с выездами на семинары и без таковых, где продолжила уже на более легальных основаниях, подкачивать свою личную доходность в тон развитой нефтяной промышленности.
«Эх, не те нынче времена, не те… мракобесие и декаданс» - заметит иной читатель, с ностальгией вспоминая энергичную вторую половину прошлого века. Уже не соревнуются за паству радикальные «Аум Синрике», «Храм народов», «Врата рая», «Белое братство» с консервативными, последовательными, но приунывшими иеговистами и саентологами, уже нет с нами Ошо и Мэнсона, уже не собирает стадионов Кашпировский, и стоит без толку литровая банка остывшего кипятка, сиротливо отбросив сантиметровый слой осадка. А ведь почти все эти милые люди (их последователи и представители) и подобные им, будучи нашими современниками, обещали уверовавшим в них лучшее будущее. Правда, несколько своеобразное будущее, не забывая при этом о своей алчности, тщеславии на уровне величия, садистических наклонностях или похоти.
И ладно бы пустые карманы, от активности некоторых пророков прошлого века или коучеров этого, может не спасти и целый консилиум психиатров.
Мрачновато изобразил, согласен. Однако из «песни слов не выкинешь». Криминализация и маргинализация когорты пророков современности очевидна и неприглядна. Все-таки раньше за этим несколько более надежно присматривала инквизиция.
А в «сухом остатке» будет негусто. И опять же, «остаток» этот, как правило, будет связан с научно-техническим прогрессом конца 19 начала 20 века, научными методами исследования и опытами в области психологии и психиатрии, исследовании, так называемых, скрытых или резервных возможностей человека. Хотя по сути скрытого и резервного вряд ли в этом что-то есть. Зато может быть изменение привычного гомеостаза организма с сопутствующим изменением работы нервной системы, сопровождающимися видениями, галлюцинированием и инсайтами. И здесь есть некоторые соприкосновения с шаманскими практиками. В любом случае, любые видения и инсайты будут в большей мере завязаны на переживания, смыслы, структурированность и сбалансированность психики индивида. Отсюда, важность «порядка в голове». С инсайтами и без таковых. А еще, в мироздании всегда есть место загадке. И это хорошо. Если только на этом не спекулировать.
Что касается футуристов, о них, наверное, стоит поговорить в другой раз.