Найти тему

Как "сталинский режим" относился к предателям и коллаборационистам

Из воспоминаний фронтовика Михаила Фролова: При заходе в деревню я сразу же направлял разведгруппу по хатам, и они вылавливали всех полицаев и старосту. Задержанные без долгих разговоров ставились к стенке и расстреливались. Уловив суть происходящего, другие полицаи в период вступления передовых армейских частей прятались в отдаленных местах и лишь после прихода НКВД с повинной возвращались в деревню.

Не странно ли - надеясь выжить, коллаборационисты старались отдаться в руки "кровавой гэбни"? А ведь ничего странного здесь нет, с течением времени и чем дальше, тем больше, отношение к людям, оказавшимся под властью оккупантов становилось всё более взвешенным.

В начале 1942 года, когда появились первые освобождённые территории, в руководящих документах ( Приказ НКВД СССР № 001683, дополненный указаниями от 18 февраля 1942 года) говорилось, что помимо личного состава разведывательных, контрразведывательных, полицейских и административных немецких органов, действовавших на временно захваченной противником территории, аресту подлежат также владельцы и жильцы домов, в которых размещались упомянутые выше органы и проживали их официальные сотрудники или разведчики, а также обслуживающий их персонал. Там ещё много категорий вплоть до содержателей притонов и домов терпимости. Правда, о рядовых проститутках ничего не говорится. Но если человек не попадал в категорию, подлежащую немедленному аресту, это не значило, что он не будет взят на учёт и не подвергнется следствию. Сюда входила широчайшая категория: все без исключения лица, служившие в созданных немцами учреждениях и предприятиях, вне зависимости от рода обязанностей (исключая насильно мобилизованный контингент), а также все лица, добровольно оказывавшие услуги немцам, какой бы характер эти услуги ни носили.

Работал в организованной немцами пекарне например - автоматически попадаешь под следствие, оказывал услуги. Это конечно не значило, что будешь непременно репрессирован, но невод раскидывался чрезвычайно широко.

Однако уже в 1943 году пришло понимание, что миллионам оказавшихся в оккупации людей как-то надо было жить, а другой администрации, кроме немецкой, не существовало. И противостоять хотя бы бандитам кроме местной полиции было некому. Вот результаты работы отделов СМЕРШ Центрального фронта за две недели августа 1943 года - из задержанных и подвергнутых проверке 1850 человек, после фильтрации 878 человек через командование призваны для прохождения службы в Красную Армию, т. е. по состоянию здоровья и возрасту они подходили и им доверили оружие. Арестован же был только 131 человек. Остальных отпустили.

В Директиве НКВД и НКГБ СССР № 494/94 от 11 сентября 1943 года в частности говорится:  Лиц призывного возраста, работавших при немцах в качестве сельских старост, рядовых полицейских, а также являвшихся рядовыми участниками „Народной стражи“, „Народной милиции“, „РОА“, „Национальных легионов“ и других подобных организаций, в том числе бывших военнослужащих Красной Армии, если в отношении их отсутствуют данные об изменнической и предательской работе, направлять в специальные лагеря НКВД для фильтрации в порядке, установленном для лиц, вышедших из окружения и находившихся в плену у немцев.

Т.е. их приравнивали к обычным нашим военнослужащим, прорвавшимся из окружения или освобождённым из плена. Подавляющее большинство направленных в проверочно-фильтрационные лагеря благополучно проходили проверку и впоследствии направлялись в армию или на работу в промышленность.

Но это всё люди, хоть и служившие немцам, но в открытом противостоянии с Советской властью не участвовавшие. Вот и дошла очередь до тех самых бандеровцев. Ни для кого не секрет, что чем восточнее была область Украины, тем меньше было этого отребья. Вот на какие интересные факты наткнулся я, читая об ОУН в Донбассе. В некоторые умные головы после присоединения Западной Украины в 1939 году пришла мысль, что страдавшим от польского гнёта крестьянам Галичины стоило бы стать шахтёрами, опролетариться.

Вот эти более десяти тысяч человек и стали основным ресурсом ОУН в шахтёрском краю. Даже американский специалист Джон Армстронг считает, что коренное население идеи национализма не поддерживало. Поэтому и ясно, что бандеровское подполье там распространения не получило, в отличие от западных областей.

Зато там вооружённая борьба длилась ещё долго после окончания войны. Любому здравомыслящму человеку понятно, что никакое подполье или партизанские действия не могут по определению существовать без поддержки местного населения. Печальная участь Че Гевары тому пример.

Что делают обычно с захваченными партизанами? Вешают или расстреливают. Что делали с попавшими в плен бандеровцами или прибалтийскими коллаборационистами, в том числе и членами вооружённых формирований? После отбытия некоторых сроков в местах заключения в подавляющем большинстве они вернулись в родные места.

И что, сидели, помалкивали? А откуда же сейчас во всех этих местах появилась масса профашистско настроенной молодёжи?

Тем не менее, даже в разгар действий бандформирований на упомянутых территориях лишения их базы поддержки путём выселения местных жителей не происходило. Война закончилась, итог всей этой возни был ясен.

Другое дело, когда война ещё шла. Я часто думал, - может вопрос надо ставить: не за что, а почему происходили депортации народов во время войны? И почему одних вывезли, а их соседей не тронули - ну была же какая-то причина?

У меня был сосед по лестничной площадке, всю войну прослуживший в Закавказье. Летом 1942 года, когда фашисты штурмовали перевалы Большого Кавказского хребта, начальник направления Оперативного управления Генштаба С.М. Штеменко сообщал:  В середине 1942 года никто не мог поручиться за то, что она (Турция)  не выступит на стороне Германии. Неспроста ведь на границе с Советским Закавказьем сосредоточились тогда двадцать шесть турецких дивизий.

То, что творилось в это время Чечне, в ближайшем тылу РККА, ни для кого не секрет. Масса войск отвлекалась с фронта для борьбы с местными бандами . А снабжение Закавказского фронта могло производиться только по железной дороге, проходящей по территории Чечни, блокировать которую силами вооружённых бандформирований не составило бы труда, как это делается - Белоруссия в пример. Сухопутная Военно-Грузинская дорога заменить бы её не смогла. Вот Турция напала, а снабжение нарушено, как воевать? Видимо, это было одной из причин депортации чеченцев. А вот дагестанцев не тронули. Так у них и гадства такого не было.

Однако первыми были депортированы немцы Поволжья. Вообще, немцы переселялись во время войны бесконечно во всех направлениях. По своей воле и насильно. Что можно от них ожидать, показало поведение немецкого населения в Чехии ещё во время её поглощения Германией.

-2

На территории СССР, там где они не были эвакуированы, немцы оказались вполне лояльными по отношению к оккупантам, что-то о немецких партизанских отрядах, действующих против Вермахта я не слыхивал. Это маршируют немецкие подростки в Хальбштдте (Молочанск) на территории Украины перед рейхсфюрером Гиммлером:

-3

Когда немецкие войска начали стремительно углубляться в советскую территорию, в Кремле решили не дожидаться своих Судет и в сентябре-октябре 1941 года немцы были вывезены в отдалённые от надвигавшегося фронта места.

С крымскими татарами этого в своё время не проделали и они показали, что можно ждать от националистов. Из 20 000 мобилизованных практически все дезертировали и оказавшись в родных местах, вступили в тесное сотрудничество с немцами. Партизанское движение в Крыму с их помощью было практически уничтожено. Немцами создан ряд военных подразделений, укомплектованных крымскими татарами.

Когда фронт стал приближаться к Крыму, большое их количество тут же подались в партизаны, включая и бывших охранников концлагерей. Но война ещё была далека от своего конца, и оставлять в тылу советских войск такой контингент было неразумно. Так что же , перестрелять всех дезертиров и коллаборационистов, большую часть мужского населения? Или загнать их в лагеря, а семьи оставить без кормильцев? Переселение их в отдалённые от фронта места было компромиссом. Кстати, в правах они были не поражены. Из партии и комсомола не выгоняли, права голосовать не решали, средства на обзаведение на новом месте жительства выделялись.

Немцев из Чехии и Польши, да и других мест в отличие от сталинского режима вышибали пинками, зачастую пешим порядком, с тем, что могли унести в руках. Сколько их при этом перебили, я уже писал в предыдущей статье.

Кстати, переселение русских из новых национальных государств депортацией не считается. Ещё бы, ведь оно происходит за их собственный счёт!

Та самая статья: О депортации народов