Найти тему
Женя читает

Гнев, богиня, воспой: что не так с "Песней Ахилла" Мадлен Миллер

Если вы не помните курс античной литературы, говорю: Патрокл любил Ахилла, Ахилл любил Патрокла. Любил с нежной юности, принял его судьбу, которую не изменишь, рос с ним вместе, учился с ним вместе, пошел на войну с ним вместе — и умер тоже с ним вместе. Красивая история любви, которая не знает преград, которая прощает и принимает все.

Имею слабость к таким историям, и сюжет совместного взросления, душевного родства, абсолютного принятия — мой любимый. Потому я не сразу обратила внимание на недостатки этой книги, а их немало. Но давайте сначала о плюсах.

Миллер действительно любит античность, «Илиаду», мифы, красиво связывает их в одно большое полотно — переливающееся, как бриллиант на солнце, дышащее светом, воздухом Средиземноморья. Миллер любит своих главных героев. Книга написана сладким, певучим языком, читается легко. Хочется сказать: «Легче, чем «Илиада» — но тут уж кому как.

Автор блестяще передает эмоции, состояния, впечатления — причем одинаково хорошо ей удается и трепетная нежность Патрокла к Ахиллу, и безумный ужас, который испытывает человек, оказавшись на кровавой войне. Патроклу сочувствуешь, с ним успеваешь сродниться.

Теперь о минусах. Если говорить грубо — это фанфик по фандому «Мифы Древней Греции».

Плохого в этом ничего нет, я считаю, что фанфики — это во многом двигатель прогресса в современной литературе (готова ловить камни). Но есть в фанфиках частая проблема — автор так увлекается тем, ради чего он затеял текст писать, что забывает о важных вещах. И Миллер, на мой взгляд, забыла о том, что женские персонажи в оригинальном произведении были не только рабынями, злодейками или бессловесными инструментами. Она забыла, что Патрокл — античный герой, человек с сознанием, отличным от современного. К сожалению, иногда у Патрокла торчат уши автора. Еще одна проблема, связанная с образом Патрокла — Миллер будто забывает, что изначально она обозначила своего героя недалеким (мол, передалась ему от матери умственная отсталость или как это назвать? Миллер называет мать Патрокла дурочкой). И периодически Патрокл начинает рассуждать ого-го как, помудрее хитроумного Одиссея.

Еще один момент, который меня напряг, — это то, как показано убийство Сарпедона у стен Трои. Сарпедона, сына Зевса, да и многих других за компанию, поверг Патрокл в доспехах Ахилла. Поверг, судя по книге, настолько случайно, что даже обидно делается. Такой рояль в кустах — круче, чем орлы у Толкина.

И таких моментов достаточно — опять же, к сожалению. Потому что это хороший любовный роман, это и впрямь песня. А для песни очень важна мелодия — и тут мелодия хороша.