Последнее время вокруг меня очень много разговоров про инклюзию.
Инклюзиивное обучение - это обучение, при котором дети с различными проблемами со здоровьем учатся в массовой школе, в обычных классах.
Я по нескольким образованием учитель. Причём имею классическое педагогическое образование учителя начальных классов, очное, полученное в начале нулевых годов в педагогическом училище. Училась у педагогов старой школы советской школы.
А в университете училась на дефектологическом факультете. Знаете что я могу вам сказать. Слово "инклюзия" услышала в универе, когда мы изучали то, как осуществляется обучение детей с особенностями здоровья в других странах. К нашим российским школам это было не применимо. Институт я заканчивала в 2006.
Могу совершенно четко сказать, в училище, да и в ВУЗе, педагоги ориентировали нас на то, что в обычной школе должны быть только здоровые дети. Дети, имеющие проблемы со здоровьем, должны быть не в массовой школе. Где они должны быть, как учиться, в училище не рассказывали совсем. Напоминаю, образование учителя начальных классов получала в самом конце девяностых - начале нулевых.
В университете мы подробно изучали программы коррекционных школ (напоминаю, училась именно на коррекционного педагога).
На работе тоже про инклюзию не слышала долго. Это явление появилось массово в нашем Московском регионе где-то в начале десятых годов и сейчас вроде бы у нас инклюзия. Но по факту она находится в стадии формирования.
Да, сейчас дети с различными заболеваниями, учатся в массовых школах, в том числе в классах. Для них создаются адаптированные программы, которых раньше не было. Ребёнок с задержкой психического развития, ДЦП и т.д. может учиться по адаптированной программе в массовой школе. Он получает помощь помощи коррекционных педагогов, таких психолог, логопед. Еще десять лет назад и это был космос! Да, детки с ОВЗ в каких-то школах учились, но ни каких адаптированных программ не было.
Только в школах работают обычные педагоги. Если повезёт и ребёнка будет учить молодой специалист, который учился недавно и у которого есть представление об этих коррекционных программах, то это другая история. По крайней мере он будет хотя бы психологически готов учить в классе ребенка с ОВЗ.
Педагоги, которые учились до 10 года, а в школах таких большинство. Уж я не говорю о тех, кто учился в Советском Союзе. Убеждены на подсознательном уровне в том, что дети с ОВЗ - это не их контингент. Да, вынуждены учить. Но не хотят и не знают, как. Да, должны проходить переподготовку. Но система переподготовки учителей для инклюзивных школ тоже началась формироваться недавно. А вот сколько лет уйдет на изменение психологических установок...
Я ни кого не пытаюсь обвинить или оправдать. Просто рассказываю о том, как на самом деле обстоит дело. Факты, о которых знаю на собственном опыте.
Здорово, что в нашей стране формируется инклюзиивное обучение. Но его окончательное формирование далеко впереди.
А вам приходилюсь сталкиваться с иклюзивным образованием?