Наверное все помнят фильм "Девчата"? Он снят по повести писателя Бориса Бедного профессионального лесосплавщика. Который еще до войны окончил сначала Майкопский лесной техникум , а в 1941 году Ленинградскую лесотехническую академию. Воевал, а в мирное время работал на севере в лесной промышленности. Поэтому эта тема ему знакома не по наслышке.
А я провела в таком рабочем поселке все свое детство.
После войны моего деда Александра Семеновича направили работать лесником в пос. Феликсово Калужской области. Для восстановления сел и городов требовалось много пиломатериалов . Даже знаменитые сталинки в Москве строились с деревянными перекрытиями. Леспромхозы были основными лесозаготовительными предприятиями, обеспечивающими древесиной народное хозяйство страны. Повсеместно появлялись рабочие поселки где не только заготавливали лес, но и на небольших заводах делали доски, вагонку и пр.
Для жизни и работы было все. В небольшом поселке работало два магазина промтоварный и продмаг.
Был построен отличный клуб, а рядом небольшой стадион с волейбольной площадкой, турником, брусьями и бревном. Молодежь по вечерам всегда собиралась там поиграть. Несколько дней в неделю показывали кино. Киномеханик д. Толя привозил из районного центра на местном поезде афишу и кинопленку в специальных коробках яуфах.
Мы, мелкая детвора, смотрели кино лежа на сцене. Ну как правило к концу фильма все засыпали. Кино начиналось в девять вечера, а после были танцы под радиолу прямо как в фильме "Девчата". Когда я слышу песню "Эти глаза на против" мне кажется что я переношусь в поселковый клуб своего детства.
К праздникам (Новому Году, майским, ноябрьским и Дню работников леса) силами местной самодеятельности устраивались концерты. Мой дядя после армии некоторое время жил там и был местным депутатом (неосвобожденная была должность), так он писал к таким концертам стихи и добродушные частушки про местных жителей. Было очень весело, все наряжались устраивали гуляния и я не помню сильно пьющих.
Была и своя пекарня. Каждый день народ приходил к ней пораньше что бы поговорить, обсудить новости, а потом открывалось оконце и пекарь т.Тоня начинала продавать горячий вкусно пахнущий хлеб с хрустящей корочкой. Покупали много черного и кирпичик ноздрястого вкусного белого хлебушка.
В шестидесятых открыли столовую, которая называлась почему то "Котлопунктом". Я не знаю возили ли обеды в лес на вырубки как Тося, а так люди приходили туда обедать.
Я очень любила ходить в медпункт к т.Тае. С любой царапиной бежала к ней в ее белоснежное, стерильное царство пахнущее лекарствами.
Маленькие дети ходили в детский сад и потом в школу. После пятого класса учиться ездили в райцентр. Хотя он был в 12-ти км, но дети жили в интернате, а домой приезжали на выходные.
Кстати все педагоги были с высшим заочным образованием.
Ну и еще из культурных заведений была большая общественная баня:)).
Для жизни были созданы все условия, а ведь поселок был совсем не большим. Мне кажется, что и ста дворов не было. Кстати жилье было двух видов. Основная часть жителей жила в собственных домах, а молодожены или кто не мог себе позволить жили в государственных. Как правило это либо дом поделенный на две квартиры с входами с разных сторон, либо четырехквартирные когда одно крыльцо на две квартиры с двух сторон. В каждом дворе держали скотину и летом всем давали неделю на покос. Ну это вообще сказочные дни были для нас детей.
Общежитий не было, а когда приезжали по распределению из лесопромышленного техникума девчонки-практикантки (почему то всегда девушки), то их селили в отдельную "четвертушку". Одна такая практикантка свела с ума местных парней, а замуж вышла за моего дядю.
С развалом СССР развалилось и хозяйство. Что говорить о поселках когда опустели целые города. Так и с Феликсово. Работы не стало, перестали ходить поезда, причем в поселке помимо "рабочего поезда" как его называли останавливались московский и калужский поезд не говоря о товарных. Железнодорожные пути заросли деревцами. Люди стали разъезжаться, дома разбирали что бы поставить в новом месте или на дрова. Сначала там оставались старики, а с некоторых пор остался один житель, а сам населенный пункт как административная единица был упразднен. И только кладбище, на котором в Пасху и Троицу собираются люди что бы помянуть близких, как не парадоксально звучит- живет.
Я не соглашусь ни когда с теми, кто говорит, что при советской власти было плохо. Раньше была стабильность и уверенность в будущем.
Спасибо что прочитали. Возможно Вам будет интересно почитать "Мой СССР. Стройотряды"