В этой статье хотелось бы поделиться опытом рациональной и грамотной подготовки будущих водителей, дать полезные советы как эффективней приобрести необходимые навыки практического вождения и на что необходимо особенно обратить внимание. На самом деле здесь требуется комплексный подход и не все так просто. Каждый ученик индивидуальный, со своим характером, восприятием, настроением и даже типом нервной системой. Опыт показывает, что, если он утверждает, что умеет ездить, на деле оказывается много технических ошибок, а исправлять их инструктору очень тяжело, так как обучаемый приобрел уже мышечный навык, нехорошую привычку, которая исправляется достаточно трудно. Вот почему опытные инструктора любят начинать обучать вождению учеников именно как говорят с «нуля». А на дороге мелочей не бывает. Любая мелочь может перейти и в крупную неприятность с тяжелыми последствиями. Вот типичные, самые распространённые ошибки. Ученик постоянно держит левую ногу на сцеплении. Но педаль то эта предназначена только для включения, переключения и выключения коробки передач, других функций у нее нет. Результат – нога дрожит, мышцы устали, нервы напряжены, появляется мышечный тонус, быстро устает, через несколько лет одна нога толще другой, нормально? Обучаемый постоянно держит правую руку на рычаге коробки передач, а руль то в экстренной ситуации резко не повернешь одной левой, да и дорога не так чувствительна, да и в носу не поковыряешь (любимое занятие опытных шоферов на перекрестке при красном запрещающем сигнале светофора). Неправильная посадка – отдельный разговор, не прижался спиной к спинке сидения, не расслабился – получи в дальнейшем остеохондроз, или еще чего серьезнее, так что берегите себя и свое здоровье. С чего надо начинать? Именно, как не странно с конструкции автомобиля, с простой принципиальной схемы узлов, агрегатов и механизмов, как они между собой взаимодействуют, и почему автомобиль в конечном итоге едет. А пригодиться это вот для чего. В процессе обучения не избежать ошибок, это совершенно нормально, по-другому не бывает. То двигатель глохнет или рычит страшно, то авто дергается, или вообще не едет. А причина здесь простая, не в том порядке ученик что-то сделал, не с тем усилием что-то нажал, резко что-то отпустил и т.д. Вот и плачевный результат. А автомобиль, это железный друг, который реагирует именно на подаваемые ему через органы управления, мышечные импульсы. Разберите ошибки в голове, включите воображение, что там в автомобиле произошло не так и попытайтесь исправить именно путем много кратных тренировок. Мышцы, имея память, запомнили правильное движение, голова уже не задумывается что делать с педалями. Ура! Появились первые навыки, пошел правильный процесс! Но это достигается только многократными тренировками. Научитесь разбирать и давать правильный анализ своим ошибкам. Еще один важный момент, относящийся больше к инструктору по вождению. Обучать эффективнее шаг за шагом, постепенно с нарастающей сложностью. Сначала работа только с одной педалью-сцепление, далее с двумя сцепление-газ, сцепление-тормоз, затем в комплексе и отдельными комплексами. Опыт показывает, нагружая ученика сразу всем, он просто теряется и не понимает, что делать, так как навыки управления приобретаются постепенно шаг за шагом, от простого к сложному. И самое главное надо понимать, что при движении по дорогам, как инструктор по вождению, так и ученик испытывают психологический стресс, это естественное явление. Отсюда всплески эмоций у инструктора, бывает даже переходящие в агрессию и нецензурную брань, а у ученика страх и паника. Поэтому оба должны уметь себя настраивать только на позитивное восприятие и удовольствие от проделанной работы. А ученику необходимо постараться полностью расслабиться, так как в основном мышечной тонус не дает быстрых положительных результатов.
Теперь самые актуальные вопросы. Когда я научусь ездить? Когда лучше учиться зимой или летом? Большинство сформировавшихся водителей, вспоминая себя «чайниками» и «подснежниками» отмечают следующее. Привожу рассказы отдельных своих учеников, не в обиду им написанное. Вот наконец-то у меня права. Свершилось…Но здесь начинаю понимать, что для меня наступил первый судный день по моему автомобильному календарю. Любимого инструктора рядом нет, подсказать и посоветовать не кому, сам следи за дорогой, смотри за мертвыми зонами, соблюдай правила, и главная вся ответственность на мне! Страшновато как-то. Но ехать то надо! Успокаиваю себя мыслью я же не один такой! Что другие на дорогах из другого теста сделаны? Иду к своему автомобилю, по ощущением кто-то идет сзади и ведет меня на расстрельную казнь. И вдруг мое тесто стало подходить, плохо в животе. Слава богу…диарея, разворачиваюсь домой, не нарушая правила. События сегодняшнего дня откладываются. Успокаиваюсь, жизнь становиться прекрасной, налаживается. Долго не мог уснуть, переживал пол ночи, но с утра всё-таки самостоятельно выехал, правда ехал всю дорогу не более 10 км в час, но выехав с утра доехал до работы к вечеру, но все равно ура, победа, сам без ДТП!!! Похудел за день на 3 кг, еще одна польза. На второй день доехал самостоятельно до работы уже к обеду, прогресс. А через неделю гонял как все, что здесь сложного не понимаю? В какой-то момент в моей голове, что щелкнуло и сразу поехал, как ребенком в один день сразу заговорил, а то все понимал, но почему-то молчал……
Опыт обучения вождению и статистика показывают – обучаться вождению однозначно лучше в зимний период. Большинство учеников, прошедших курсы водительской подготовки летом, с первым снегом и гололедом просто бояться выезжать. Нет определенных навыков и опыта. Ну ладно поеду, а вдруг занос или снос? Соскальзывание передний или задней оси, неуправляемый занос? Что буду делать, ведь практики то не ни грамма нет! Что-то там преподаватель рассказывал по безопасности управления автомобилем, но то теория…Хорошо инструктору, который говорил, что больше всего любит ездить в гололед. Сам то занимался автоспортом, шоссейно-кольцевыми, автокроссом и автотриалом. Позвоню ка я лучше ему, пусть научит. За несколько занятий научил и не так страшен ч…, как его малюют. И дел то - плавнее с педалями и рулем, без резких движений. И еще научился профессиональным способам торможения, ну просто восторг в душе! Прерывистому, ступенчатому и ударному, тормозил коробкой передач, ручным тормозом и комбинированными способами, это так увлекательно и классно, теперь я можно сказать профи, такой драйв, такие ощущения. И оказывается в моем автомобиле столько технических возможностей грамотного, безопасного управления, что и многим моим сокурсникам и не снилось!!! А стаял снег вообще королем дорог себя почувствовал. Да, к сожалению, современная программа подготовки водителей не предусматривает обучению этим приемам, запрещает учиться в темное время и в других сложных условиях, а набираться опыта, на своих шишках как-то и не очень охота. В заключении скажу не ищите легких путей, учитесь и учитесь, приобретайте многолетний опыт своих преподавателей, они искренне вам помогут. Помните, купив один раз права, вы оплатите их дважды, правда второй раз придется оплачивать уже другими ценностями здоровьем и кровью. Но не будем о плохом, надеюсь на ваше понимание, еще раз учитесь…Желаю всем будущим водителям получать только положительные эмоции на дорогах, удовольствия от управления автомобилем и хороших, справедливых к вам в дальнейшем гаишников…до встречи