Кино – не только важнейшее из искусств, но и очень прибыльный бизнес. Его делают в основном в Голливуде, в России тоже пытаются, правда в условиях не рыночной, а дотационно-отмывочной экономики.
Буквально недавно всю отечественную кинополяну можно было описать словами из шлягера «на вокзале встретили армяне» и именем Никита Михалков. Сегодня ситуация чуть изменилась и поляну делят уже на троих, плюс мелочь Минкульта тырят кое-какие миноритарии.
Да-да, 99.9% денег, что крутятся в отечественном кинематографе – государственные. Уж сколько их упало в эту бездну, несмотря на громкие заявления нового министра Ольги Любимовой, якобы осуществлявшей еще на прежнем посту аудиторские проверки.
В Минкульт ходят все, а некоторые там еще и сидят в Экспертном совете, распределяя бюджеты, о, сюрпиз, между собой. Нет ли здесь конфликта интересов, спросит наивный читатель? Конечно, есть, но никого это не беспокоит, в России всю жизнь снимается одно кино - «свадьба в Малиновке». Кто же стоит за камерой?
- «Газпром медиа». Солидные господа Эдуард Илоян, Артур Джанибекян и переметнувшийся к ним из СТВ Валерий Федорович. В холдинг входят каналы ТНТ и ТНТ-Premier («Домашний арест», «Звоните Ди Каприо»), платформа СТАРТ («Содержанки»), а также сильно отличившиеся в 2019 Yellow, Black and White («Холоп»). В целом это скорее хорошие, положительные герои, потому что производят не полную туфту и даже пытаются играть по западным правилам. Увы, их сильно потеснили к началу 2020 года наши следующие, теперь уже первостепенные персонажи.
- «Национальная Медиа Группа» и «СТС», а именно Вячеслав Муругов и Братья Ковальчуки. Это действительно badass деятели, активно расширяющие пространство борьбы. В «НМГ» путем слияний и поглощений вошла компания в последнее время ненасытного Федора Бондарчука Art Pictures (а ведь он еще возглавил совет директором Ленфильма). А супруга Муругова Евгения Маркова только что заменила на посту главы Роскино Екатерину Мцитуридзе (как будто продукцию “НМГ”, сплошь перевод американского на нижегородский, ей удастся продавать за рубеж эффективнее).
- Компания Никиты Михалкова “ТРИТЭ” плюс дружественная “Дирекция кино” Константина Эрнста и Анатолия Максимова. Бесогоны высшего разряда, авторы главных пропагандистских манифестов десятых годов, собственноручно создавшие большой стиль путинской эпохи (“Викинг”, “Адмирал”, “Движение вверх”, наконец, “Союз спасения”). Люди, которые открывают дверь в Минкульт ногой, люди, выдрессировавшие Мединского. Немаловажно отметить, что сын правой руки Михалкова, Леонида Верещагина из “ТРИТЭ”, Вадим – важный менеджер в «Газпром Медиа».
- Дальше идут игроки пожиже, но сопоставимого масштаба. Сергей Сельянов, когда-то соратник Алексея Балабанова, увлекшийся коммерческой мультипликацией и патриотизмом и активно сотрудничающий с «НМГ» и Бондарчуком. Рубен Дишдишян, когда-то владевший «ЦПШ», а теперь подбирающий крохи в компании «Марс», которая в свою очередь перебивается сериальными подрядами от «Яндекса» (ну, не только). Александр Цекало с компанией «Среда», мечтавший построить новый дивный мир качественного тв-контента в России и ставший первым российским партнером Netflix. Джаник Файзиев и Дмитрий Златопольский. Разорившийся Игорь Толстунов. Братья Андреасяны – всем известный Сарик и серый кардинал Геворг. «Hype» Ильи Стюарта, по мнению многих, получающий некоторые заказы не без помощи мамы Эллы из BBDO, и не оправдавший надежды Романа Волобуева и Андрея Звягинцева. «Петитом» упомянем Романа Борисевича, Арсена Готлиба, Екатерину Филиппову и Бакура Бакурадзе, пытающихся продюсировать авторское кино.
- Отдельно стоящей – и, слава богам, частной институцией - следует считать компанию, основанную Александром Акоповым «Амедиа» с всем известным сервисом «Амедиатека». Ныне она принадлежит на 66% легендарному миллиардеру Лену Блаватнику, Медичи ХХI века, а на рычаги, по крайней мере, до недавнего времени, нажимала генпродюсер Нелли Яралова. С августа она генпродюсер «ТНТ-Premier Studios».
- И совсем новичок – в кино, не на танцполе – Роман Абрамович, заинтересовавшийся после футбола, совриска и балета кинематографом и учредивший фонд развития современного кинематографа «Кинопрайм». Фонд возглавил Антон Малышев из Фонда кино, объем инвестиций – размазанные по трем года 6 миллиардов рублей. Говорят, что больше всего Роману Аркадьевичу обрадовался Александр Роднянский, у которого амбиций много, а финансирования не хватает. В конце концов, у него на руках вся Кабардино-балкарская мастерская во главе с Кантемиром Балаговым (а обожаемый Балаговым Vetements стоит дорого).
Вот эти люди и решают как и что нам смотреть, причем дважды за наши деньги (те, что отнесли в налоговую и те, что в кассу кинотеатра). Чтобы кино провалилось в прокате не с грохотом, а втихую, обычная практика – давить на Минкульт, чтобы тот, в свою очередь, шантажировал прокатчиков, заставляя жонглировать датами западных релизов. Дорогие зрители, будьте бдительны, запасайтесь попкорном, делайте ставки на наши кинокланы, и – приятного вам просмотра!