Только с Александрой Экстер готов был спорить о кубизме часами. Даже для него она была очень передовой, очень западной, очень французской.
Выпускница Киевского художественного училища Экстер сначала пробовала себя в разных направлениях. Ее искусство очень изменили поездки 1900-х годов сначала в Мюнхен, потом в Париж, где она познакомилась с Браком, Пикассо и Леже. И, наконец, она пришла к тому, что получило название кубофутуризм.
Все живописные работы Экстер до- и особенно после революции – настолько яркие, мощные, сильные, будто их писал гигантский исполин, которого буквально разрывала энергия. Но мало ей было полотен, она нашла самую лучшую площадку для своих работ – сцену.
Экстер оказалась в Камерном театре, главный режиссер которого Александр Таиров, таких людей просто обожал. Тут она дала выход своей фантазии, создавая головокружительные пространства на сцене и архисложные почти скульптурные костюмы.
Как ни восхищает живопись Экстер, но самое потрясающее, что мне довелось у нее видеть – это эскизы декораций и костюмов к «Ромео и Джульетте», спектаклю 1921 года. Закрученные каким-то неведомым вихрем, дерзкие, диктующие свою волю режиссеру.
Вот такими были женщины, которые прорвались в русское искусство в начале ХХ века. Не зря их называли «амазонками русского авангарда». Серьезные художницы с мощнейшей энергетикой, новаторы от головы до пят. Такой в эти годы была Экстер. Казалось, ей было подвластно все.
В середине 1920-х Экстер уехала в Париж. Но это была уже совсем другая жизнь. Ее «золотые годы» остались в Москве, в Камерном театре, где все были молоды и талантливы и где были так нужны ее энергия, смелость и темперамент.