На портрете – младшая дочь Зинаиды Серебряковой Катя, которой здесь 9 лет. В 1922 году Серебрякова уже потеряла мужа и оказалась одна с детьми в Петрограде, перебиваясь случайными заказами. Глядя на эту нежную пастель и не подумаешь, что жизнь семьи была совсем не сказка.
⠀
Племянница знаменитого Александра Бенуа, дочь скульптора Лансере, внучка архитектора Кавоса и родная сестра мирискусника Евгения Лансере Зинаида и сама была девушкой немалого таланта.
⠀
Серебрякова была настоящий уникум. Художественный дар прекрасно уживался в ней с талантом быть женщиной, с любовью к мужу и детям, портретами которых буквально пронизана вся ее художественная молодость.
⠀
А детей у этой изысканной барышни было четверо, как и полагалось в дворянских семьях. Только время «вишневых садов» стремительно уходило. Революция, разруха, котлеты из картофельной шелухи в качестве деликатеса. Потом отъезд в Париж в надежде найти там хоть какой-то заработок, разлука с двумя детьми, нищета в эмиграции. Все это было реальностью, в которой оказалась Серебрякова и ее семья.
⠀
Но вопреки всему она утверждала гармонию, из последних сил сопротивлялась ее разрушению. «Катя в голубом у елки», где каждый сантиметр дышит светом и радостью, пейзажи любимого Нескучного, портреты детей, балетные классы. Идеальный, классически ясный мир. По себе знаю, что когда трудно, когда жизнь трясет и испытывает, искусство помогает, наполняет все смыслом. Для Серебряковой это было спасением.
⠀
Самое замечательное, что послереволюционная чехарда не затронула ее эстетической цельности. Она так и осталась блестящим рисовальщиком и живописцем, человеком своей среды и своего времени.
⠀
А девочка в голубом оказалась главной помощницей Зинаиды Серебряковой в парижской жизни. Она прожила больше 100 лет, стала художницей и главной хранительницей осколков того Серебряного века, который ее мать пережила на несколько десятилетий.