При прослушивании современной музыки у меня периодически возникают параллели между композициями, написанными и исполненными музыкантами из совсем разных жанров и областей музыкальной культуры. В песнях поднимаются схожие темы и сюжеты, но подаются под «разным соусом». Мне стало интересно проследить, как одни и те же мотивы преломляются в творчестве совсем не похожих друг на друга исполнителей.
В этой статье речь о таком обширном и популярном тематическом поле как «социальная критика». Под этим понятием я объединяю песни, в которых музыканты остроумно высмеивают пороки современного общества, указывают на «несуразности», на «обратную сторону» актуальных трендов.
Это направление в песенной поэзии существовало всегда, в особенности в протестных жанрах. Исторически эта тема развивалась в рок-культуре и порожденных ею многочисленных жанрах и поджанрах. Песни, шуточно обыгрывающие актуальные тренды современного общества, близкие по содержанию к социальной критике, стали иногда появляются и в фарватере поп-культуры. Не уступает в проработке «острых и актуальных тем и хип-хоп, возникший как музыка улиц, а сегодня считающийся одним из самых модных направлений. Но мы оставим это направление сегодня за скобками и остановимся на текстах, порожденных в недрах рок и поп-музыки.
Певица Юлия Теуникова представляет направление, которое принято называть «некоммерческим роком», «рок-андеграундом» или «пятой волной» русского рока. Её имя не достаточно хорошо известно слушателям, что вполне закономерно проистекает из реалий существования выбранной ею музыкальной ниши. Исполнительницу смело можно отнести к числу недооцененных музыкантов. Юлия не только сильная в вокальном плане певица, но и глубокая поэтесса. В её песенной поэзии можно выделить две основные темы: христианская лирика и социально-критическое направление. С моей точки зрения, социальные тексты получаются у неё гораздо лучше. Я считаю именно её лучшим образцом социально-критической песенной поэзии.
В массовой культуре поставщиком шуточных песен на разные социальные, политические и бытовые темы стал резидент Камеди-клаб, «бард-десятник» Семен Слепаков. Поиск «параллелей» и сопоставление сюжетов его творчества и творчества Теуниковой может, на первый взгляд, показаться диким, но в то же время и вполне оправданным. Ведь, по большому счету, эти исполнители представляют «преломление» одного и то же «тренда» в разных областях музыкальной культуры. Оба они используют «эстетику авторской песни» и элементы характерной для рок-музыки мелодики, обращают внимание на одни и те же сюжеты, но Слепаков делает это на эстраде, являясь выходцем из юмористической среды, а Теуникова – в рок-андеграунде.
В 2017 году Теуникова выпустила альбом «Russian сказки», объединивший её лучшие социально-критические опусы. Альбом представил нам «вереницу ярких образов» и удачно подобранных метафор.
Одним их наиболее ярких «хитов», вошедших в эту пластинку, но написанных и исполненных задолго до её появления, стала «Песенка сумасшедшего менеджера». Она исполняется от лица обеспеченного управленца и функционера. Композиция очень остро, тонко и не тривиально показывает специфику мировоззрения и образа жизни такого популярного в современном мире персонажа.
Примерно в те же годы Слепаков спел «Песенку российского чиновника». С чисто формальной точки зрения «менеджер» и «чиновник» - это разные вещи. Однако, слушая композиции, нельзя не обратить внимание на сходство посылов и идей, передаваемых через текст. Авторы выбрали разных персонажей, но приписали им черты, характерные для «высших эшелонов» российского общества. Сходство можно найти даже в тексте.
«Через мой теплый офис ходят разные деньги, и я часть их использую в своих интересах» - поёт Теуникова. «Мимо меня протекает денег огромный поток, и я себе позволяю из потока сделать глоток», - такая строчка есть в песне Слепакова. Мысль одна и та же, не правда ли?. Обличение коррупции и вороватости российских чиновников и крупных функционеров. Но если Слепаков концентрируется на теме коррупции, то Теуникова показывает проблемы глубже и шире.
Герой Слепакова «боится Путина», а менеджер Теуниковой ждет конца света. Эти мотивы тоже можно сопоставить. Но «конец света» - это более глубокая, метафоричная категория. «Боязнь Путина» же чревата вполне конкретными последствиями – тюрьмой. А у Юлиного «менеджера» мы можем наблюдать черты «морального и социального» вырождения, победы внешнего над внутренним.
Слепаков подает тему достаточно остроумно, но при этом «в лоб». Он тут прежде всего юморист, и его задача вызывать улыбку, оригинально подав «наболевший сюжет». Текст Теуниковой – это не просто критический опус, а песня с философским посылом, где большое внимание уделено мировоззренческим моментам.
«Бард-юморист» тоже не так уж и банален. Однако разница в «глубине прикола» очевидна.
Представляю Вашему вниманию обе песни, сравните сами, и в комментариях напишите какой текст Вам понравился больше. Ставим #Теуникова или #Слепаков. Вы уже поняли, что я за Теуникову, но своего мнения я не навязываю. Восприятие музыки - это всегда индивидуально. Но сложно спорить с тем, что Юлия как поэтесса сильнее.
А я пока расскажу об ещё одной теме из песен Теуниковой, которая нашла отражение в популярной культуре.
Интернет, засилие социальных сетей, виртуальная жизнь –очень популярная тема, благодатная для поэтов-песенников. В альбоме «Russian Сказки» вышла песня «Купи мне мама, интернет».
Припев звучит так: «Купи мне, мама, самый быстрый безлимитный интернет. Смотри, у Любки кроме зада, ничего же больше нет. Вот только фотки, что исправно так подкрасил фотошоп, висят в Фейсбуке, вызывая просто шок». Посыл очевиден и до определенной степени банален. Написано не завуалировано и при этом талантливо, особенно если слушать всю песню и прочувствовать особенности образа, в который вживается певица и автор песни.
В 2017 году, как раз в тот же год когда вышел альбом Теуниковой, на телевидении шел проект «Новая фабрика звезд». На финальном отчетном концерте ведущая проекта Ксения Собчак решила впервые в своей карьере попробовать себя в роли певицы. Интернет шокировал не столько сам факт поющей Собчак, сколько исполненная ею песня. Светская львица запела о том, как «Борются жопы с бровями, за пьедестал в Инстаграмме». Комичность ситуации добавляло «положение исполнительницы», в то время она была кандидатом в президенты нашей страны. Новоявленный политик, поющий опус, в котором есть слово «жопа», воспринимался, мягко говоря, неоднозначно.
Песню эту написал Виктор Дробыш, и она получила свою жизнь позже вне контекста «Фабрики», Собчак и её президентской гонки. После «фабричного эксперимента» Виктор Яковлевич отдал эту песню своей «подопечной» Настасье Самбурской. Эта исполнительница - весьма и весьма неоднозначная. По мнению многих, играть Кристину в «Универе» у неё получается лучше, чем петь песни .
По большому счету, эта композиция – яркое «попсовое» выражение того же самого, что обличала в своей песне Теуникова. Опять же есть параллели в тексте. Героиню песни Дробыша никто не приглашает на сказочный Бали, а персонаж Теуниковой сожалеет о том, что она не замутила с одноклассником, который теперь служит в Гондурасе, но «не зовет её он в Гондурас». Все подруги замужем, все «качают попы», выкладывают фотографии, вызывающие просто шок. Лирическая героиня Собчак-Самбурской-Дробыша «не популярная», а Теуниковой - «засиделась в девках».
В песне Теуниковой упоминается «Контакт» и «Фейсбук», в песне Дробыша - «Инстаграмм», более модная и трендовая социальная сеть. Юлия, как и положено андеграундному исполнителю, немного «отстает от жизни», но при этом суть и тонкости вопроса ощущает и передает очень верно, грамотно и остроумно. Песня Теуниковой «не разрывает шаблон», но ярко раскрывает пространство темы.
Наверняка, в творчестве Юлии Теуниковой можно найти и ещё примеры текстов, переплетающихся с массовой культурой. На контрасте с «треками из мира попсы» поэтический талант и остроумие автора и исполнительницы раскрываются ещё мощнее.
Темы песен у артистов из «разных миров» пересекаются чаще, чем можно было бы предположить. И скорее всего, я продолжу этот формат на своём канале.