Так про себя любил говорить Дали. И правда, очередь на его выставку в Манеже вьется аж от самых Кремлевских стен.
Выставка сделана блестяще. Это супер ивент, очень сильный и яркий. И хотя подсвечены только картины, основное пространство погружено в полутьму — это интрига дизайнера. Тут все продумано: как ты идешь от картины к картине, как вдруг перед тобой открывается огромное фото с вытаращенными глазами, как потом воронка гонит тебя по кругу и внезапно выводит в лаунж, где играют вальсы и вода из фонтана стекает прямо в рояль. Любите вы Дали или нет — это надо увидеть.
Здесь есть все, что обычно ассоциируется с миром Дали: стекающие лица и тающие фигуры на полотнах, Гала со спины и не только, взрывные фотопортреты и диванчики в виде красных губ. Тут даже можно посмотреть знаменитый фильм «Андалузский пес», который они сделали вместе с Бунюэлем, и мультик «Дестино» — проект Дали и Диснея. Эксцентричный художник наверняка оценил бы замысел.
Только один зал освещен и вырывается из полутени. Зал с его иллюстрациями к «Божественной комедии».
Когда-то, в 1950 году, Дали получил заказ от итальянского Института печати к 700-летию Данте. Потом по разным причинам проект закрыли, но Дали это не остановило, и он работал над ним еще 10 лет.
⠀
То, что здесь сделал Дали, неожиданно. Он как будто взял акварель, гуашь, сангину и чуть тронул ими бумагу. А дальше пошло само собой. Вот нежно обнялись Данте и Беатриче при встрече в Чистилище, вот острые крылья архангела Гавриила, а вот сотканный из воздушных перьев Ангел седьмого дня. Тут все тихо и вдумчиво, мудро и тонко. Это совсем другой Дали. И это по-настоящему здорово.
⠀