Первые дни после августовского путча 1991. Грязь и ложь про путчистов ГКЧП. На неокрепшее сознание населения действовало сильно. Я, будучи ребёнком, повторял, насмотревшись и наслушавшись разговоров вокруг:"Безумные путчисты, зачем вообще это им надо?" Бабушка с укором назидательно говорила: "Ты еще не понимаешь, они самые лучшие, ради нас все делают". "Что за жизнь пошла, все хотят только торговать, да денег побольше ни за что. Везде из каждого утюга слышно, мол, фирма, биржа, а работать некому. Понахватались слов из-за границы и повторяют".
На момент 1990 года Борис Ельцин являлся популярнейшим депутатом. Однако на данном примере видно, как за считанные месяцы, максимум год-два, рейтинг может катастрофически упасть, что и наблюдалось чуть позже. Был зимний не очень морозный день, зима 1991/92. Для дедушки Ельцин из "Ельцин хороший депутат" превратился в натуральное чудовище и предателя, которого надо казнить немыслимыми и мучительными способами за окончательный развал СССР.
Вместо традиционной прогулки по парку мы поехали на манежную площадь, вроде как просто погулять. Вроде как.... Да оказалось не совсем так. Неподалёку от нас показалась огромная толпа людей, двигавшаяся к гостинице "Москва". Мы оказались подхвачены словно океанской волной людским потоком, из которого оказалось выскочить нереально, и нас прижало к импровизированной трибуне с усилителями и микрофоном.
Это оказался митинг оппозиции новой власти, или как сейчас говорят, "неолиберальным младореформаторам". Среди выступающих были Геннадий Зюганов и Виктор Анпилов. "Долой Ельцина ", "Долой демократов", такого рода лозунги разносились в воздухе. "Дедушка, а почему их долой?", спросил я. Дед ответил:"Потому что вон что натворили, такую страну развалили!".
Дедушка жутко ненавидел "младореформаторов", и Бориса Ельцина персонально.
Манежная площадь была забита до отказа. Народ был разношерстный, но в среднем в глаза бросались мужчины 40+, хотя попадалась и молодёжь, но мало.
Молодежь была на тот момент "вестернизирована" и антисоветски настроена в большинстве. Американские шмотки, фильмы. Японская и корейская техника. Как говорил с сарказмом мой одноклассник про мою семью, у которого мама тогда работала в МИД, "у них нет даже простого русского магнитофона". Фраза показательная, о ценностях того времени.
Чуть позже, переехав в другой район Москвы, осенью 1992, это стало особенно явно ощущаться. Те школьники, у кого не было импортных кроссовок, курток и джинсов, подвергались насмешкам со стороны одноклассников.
Даже в провинции любой "нормальный пацан" носил бейсболку с надписью USA или California. По приезду на дачу я тоже носил такую кепку, за что от бабушки получал укор " Зачем носить эти тряпки американские? Все западное, западное, взяли моду. Сними, форсишь ты в этой кепке, кому и что хочешь показать?". Как она была права, понимаю я сейчас. Не понимали мы тогда, что дело не только во внешней стороне, не только в надписи. За внешней стороной, как это часто бывает, скрывались гораздо более глубокие вещи, очень серьёзные. Несмотря на то, что народ был опрокинут в бедность и нестабильность, тем не менее, это не позволяло увидеть тогда корень проблемы, а именно установление скрытого прозападного оккупационного режима, и такая атрибутика с американской символикой равносильна ношению свастики советским человеком в период 1941-45. Абсурд, не правда ли? Однако, это была реальность, сохранившаяся частично и по сей день.
После августа 1991 я еще не понимал толком, что произошло, и до мая 1992 года носил пионерский галстук, хотя часть школьников его уже не носила. Я спрашивал дедушку, что случилось в стране и когда все это кончится. Он отвечал, что у власти Борис Ельцин, человек нехороший и безответственный, и что избран он на 4 года. Я обрадовался. "Значит, в 1996 году он уйдет с поста президента и все наладится". Поистине, можно грубо, но провести параллель с нашим временем. Когда люди поистине с детской наивностью думают, что стоит убрать каких-то людей во власти, разными путями, от выборного пути до революционного, и все наладится. Возможно, частично, в случае законной смены власти, это мнение имеет основания. Но полностью же изменить ситуацию в стране, можно лишь поменяв всю систему управления и государственного строя. Причем при большой народной поддержке.
Отмечу, и это не секрет, для большой части населения СССР советская власть являлась ненавистной. Куча анекдотов, различные эпитеты, из которых слово "коммуняки" являлось одним из самых цензурных, разговоры про привилегии и коррупцию в верхах партийной элиты. Идейных демократов/либералов было не так много. В частности, мои родственники тоже не были демократами, они просто устали так жить, как жили. Однако даже в страшном сне они себе представить не могли, чем обернётся буквально через пару лет и далее их недовольство советской властью.
Напрашивается невольно параллель с днём сегодняшним. Плохо, но государственные, социальные и общественные институты худо-бедно функционируют. Улучшится ли ситуация при сверхмассовом недовольстве и выливании его в уличный протест? Не думаю. Особенно учитывая, что среди так называемой оппозиции единой идеологии нет, кроме "Путин вор" (какие ваши доказательства, хочется спросить), "Партию Едро в помойное ведро". Да они ж при массовых волнениях перебьют друг друга, начнётся такая фаза гражданской войны, что начало 90-х покажется просто детской шалостью. Коммунисты, националисты, либералы разных мастей, это оппозиционная смесь из серии "Лебедь, рак и щука", и смесь взрывоопасная.
Поэтому как никогда, я сегодня хочу сказать, как была права бабушка. Ведь всего-то надо просто меньше торговать, больше работать, и любить свою Родину, а не континент где-то за океаном, да и в принципе другие страны (потому что рая на Земле нет), и соответствующую атрибутику, и тогда все постепенно наладится. И конечно, больше ошибок предков не повторять, не идти радикально против власти, как они когда-то были недовольны советским строем, по которому быстро начали тосковать, увидев звериный оскал капитализма. Благо от шока 90-х мы уже частично оправились!
Продолжение следует.