В школе у дочери объявили о продлении карантина в связи с вирусом гриппа. "Злая" учительница задала какую-то неприподъемную гору домашних заданий, значительно больше, чем в обычные трудовые будни. Жена жалуется мне на это, а я просто молчу. Спорить и настаивать на своем мнении бессмысленно - человеку под 40 - его уже не переубедить. В чем? Да в том, что эти уроки никому не нужны и делать их не надо вовсе, если и делать, то ровно настолько, чтобы не нахватать двоек и не остаться ребенку на второй год. Чего безусловно не будет ни при каких обстоятельствах, потому что моя дочь - отличница.
Увы, по данному факту я совершенно не испытываю никакой гордости, и дело не в том, что я черствый и бессердечный родитель. Все прозаичнее - я считаю, что хорошая учеба в школе ПОВРЕДИТ ребенку в дальнейшей жизни.
Лирическое отступление
Из-за понижения Центробанком ключевой ставки и неизбежного дальнейшего падения начисляемых процентов по банковским депозитам задумался сегодня о том, куда вложить освобождающиеся с одного из вкладов через две недели паре сотен тысяч рублей. Зашел на один из популярных форумов. Парень, 18 лет, заработал на своих сайтах лишние 500 000 рублей и интересуется у тамошних "специалистов" - куда бы лучше вложить эти свободные деньги. На что получил кучу дельных советов, например:
- Нужно вложить деньги в образование, получить хороший диплом и стать востребованным на рынке труда специалистом.
- Пожить в свое удовольствие - съездить на какой-нибудь дорогой курорт.
- Лучше купить в ипотеку квартиру в шаговой доступности от метро, чтобы потом можно было удобно ездить на работу.
Эти люди на полном серьезе давали вот такие советы парню, который в 18 (!) лет ЗАРАБОТАЛ лишних 500 000 рублей самостоятельно на своих проектах (свободных - это значит, что заработал он по факту значительно больше, просто часть потратил уже). Серьезно? Образование? Работа? Парню, который в 18 лет поднял такую кучу денег. Да в своем ли вы уме, господа хорошие? Он в 30 лет будет миллионами ворочать, а вы ему советуете подумать о какой-то там работе, на которую он будет ездить на метро!
Я думаю, что все эти горе-советчики были отличными учениками в школе и сейчас являются высококлассными специалистами. Они безусловно грамотно пишут, корректно общаются. Но у них нет денег, у них прямолинейное зашоренное мышление в отведенных для них рамках. Они работают и зарабатывают, но зарабатывают они не себе, а своим, я уверен в этом на 90%, менее грамотным работодателям, которые в трех словах делают по пять грамматических ошибок. Такими их сделала школа. "Я просто учу уроки - старательно выполняя заданное мне задание, за что меня вознаградят в устной, а может даже письменной форме" (скажут молодец или даже поставят пятерку в дневник). Но ЧТО это даст? Ровным счетом ничего.
Вся наша система образования выстроена на воспроизведение исполнителей, а если более прямо и менее корректно, рабов. Или крепостных крестьян, если угодно, нам это действительно ближе.
По работе я общаюсь как с исполнителями, так и владельцами бизнесов. Исполнители бывают разными, а вот владелец бизнеса - почти всегда типичный троечник, но суть в том, что он решает задачи, которые ставит перед собой сам, обученным логарифмам и знать дату Полтавской битвы ему совершенно необязательно. Исполнитель же натаскан на выполнение чужих распоряжений, которые неукоснительно исполняет, запоминает детали и факты. Еще со школьной скамьи. И владельцем бизнеса ему уже не быть - он заточен под другие задачи, ему в голову даже мысли не приходят, что можно не ходить на работу каждый день, а получать доход из каких-то других источников.
Поэтому, друзья, может вы меня послушаете. Хотите будущего для своего ребенка - не заставляйте его учить тупые школьные уроки. Пусть он решает проблемы своей успеваемости обходными маневрами (списать, подглядеть, перехитрить, добиться оценки за счет лести) - в жизни эти навыки пригодятся гораздо больше, чем бессмысленный навык зубрежки.