Думаете, что мировые лидеры во всеобщей электромобилизации США или Китай? Как бы не так. На радость европейским экологам Норвегия ежегодно обновляет рекорды продаж техники на электротяге – так, в 2019 году среди всех новых автомобилей, зарегистрированных в этой скандинавской стране, почти 43% оказались «чистыми» электромобилями!
В борьбу за место на норвежском рынке электрокаров включился даже местный филиал Arctic Trucks. Ателье, всемирно известное внедорожным «исландским» тюнингом, во время открытия нового фирменного техцентра площадью 4300 м кв. в городе Драммен представило первый свой внедорожник, переоборудованный в "электричку":
За основу традиционно для Arctic Trucks взяли новый пикап Toyota Hilux. Основной профиль исландцев – лифт подвески внедорожников, установка колёс в крупных размерах вплоть до 54 дюймов, доработки трансмиссии и даже превращение стандартных Хайлаксов в пикапы с колёсной формулой 6х6. Но серьёзным тюнингом двигателей или их заменой "Арктик Траки" до сих пор не занимались:
Хайлакс на электротяге – результат коллаборации Arctic Trucks и датской компании Tembo 4x4 E-LV, которая уже давно экспериментирует с переводом "рамников" Toyota на электротягу. Японцы из Тойоты в проекте не участвовали, но проявили нешуточный интерес и даже прилетали в Норвегию ознакомиться с необычным проектом лично! Интересно, что по документам автомобиль превратился в Tembo 4x4 с собственным vin-номером:
Основная цель норвежских «Арктиков» – продавать бесшумные внедорожники с нулевыми выбросами горнодобывающим и строительным компаниям. Ежегодный спрос на такую технику оценивают минимум в 200 машин. Продажам должна помочь достаточно развитая сеть представителей Arctic Trucks и известность бренда в целом. Кстати, первые несколько десятков таких электропикапов уже заказали норвежские и шведские шахтёры:
Причина относительно высокого спроса в том, что владельцы шахт тратят огромное количество ресурсов на очистку воздуха в подземных помещениях, а автомобили на электротяге позволяет неплохо сэкономить на инфраструктуре, топливном снабжении (электричество в шахтах всегда есть) и обслуживании. Среди актуальных под землёй достоинств электрокаров также бесшумность и отсутствие вибраций от работы турбодизеля. Первый собранный пикап на электричестве, который вы видите на фотографиях, уже забронирован шведским концерном Boliden AB, занимающимся добычей цветных металлов:
Стандартные дизельные Toyota Hilux для переоборудования пригоняют сами заказчики. Затем специалисты техцентра приступают к демонтированию мотора, коробки передач, топливного бака и всех сопутствующих деталей. Их место занимает электродвигатель с инвертором, проводка и аккумуляторные батареи, которые в зависимости от ёмкости могут располагаться на месте топливного бака, запасного колеса или вообще в грузовом отсеке. По словам скандинавов, вся электрическая начинка их Тойот изготовлена в Европе и соответствует уровню защиты IP67; теоретически на таком электромобиле можно ездить хоть под водой:
Пиковая отдача силовой установки 110 кВт, максимальный крутящий момент 250 Нм. Электродвигатель напрямую соединён с двухступенчатой раздаточной коробкой (понижающая передача 2,488:1); широкий рабочий диапазон мотора и низкие скорости на рабочей площадке позволяют избавиться от МКПП, и заодно снизить трансмиссионные потери и массу. Максимальная скорость загруженного 3-тонного электрического внедорожника на ровной дороге достигает 80 км/ч, максимальный преодолеваемый подъём 45%. Изменения есть и в кабине: вместо рычага переключения передач заглушка, на месте родной "приборки" стоит цветной электронный дисплей, на которой выводятся всевозможные параметры от уровня заряда до температуры батарей:
Зарядка батарей осуществляется через универсальный разъём Mennekes Type 2, предназначенный и для однофазной, и для трёхфазной сети. Базовое 15-киловаттное зарядное устройство на борту обеспечивает пополнение заряда с 20 до 80 % за 2,5 часа при однофазной сети 240 В и токе 32 А; позже в Arctic Trucks предложат более мощное зарядное устройство на 25 кВт, с которым время «заправки» сократится до 1 часа. Естественно, предусмотрен и режим рекуперации энергии, достигающий отдачи в 22 кВт при спуске с горы, особенно актуальным он становится при езде по карьерам. Норвежцы гарантируют работоспособность всей системы при температурах от -20 до +70 градусов по Цельсию, и в этом электрической начинке Тойоты помогает жидкостная система охлаждения и нагрева:
Батареи сделаны на основе современных литий-никель-марганец-кобальт-оксидных элементов (NMC). Стандартный аккумулятор на 28,4 кВтч обеспечивает запас хода до 80 км, с более крупным на 56,8 кВтч электрический Хайлакс проезжает до 160 км. По среднероссийским ценам расходы составили бы примерно 200 рублей на 100 км пробега! Батареи работают под напряжением от 259 до 359 В и имеют гарантированный ресурс 8000 циклов при разряде не более 80 %. Один из батарейных блоков для лучшей развесовки прикручен к раме на место запасного колеса и прикрыт мощной алюминиевой защитой: