В летние каникулы от училища поехали группой под Ростов на Дону в трудовой лагерь отдохнуть и заработать денег. Шёл 1984 год. Нам по пятнадцать лет. Каждое утро их распределяли по местам работы, Сергея и ещё троих товарищей забрал мужчина. Стоят, разговаривают, он показывает на женщину, находящуюся от них метрах в тридцати и говорит, что это его начальница. Она с западной Украины, не любит русских. Дал совет поменьше с ней общаться. Такое Сергей слышал впервые, честно говоря для него это было непонятно и очень странно.
Потом была служба в армии. В учебке Сергей сдружился с двумя ребятами, один с западной Украины, другой из Азербайджана. Отслужив месяца три выпала им честь проводить в последний путь полковника. Приезжают в деревню под Ярославлем. Идут к дому, товарищ из западной Украины смотрит на домики, а они небольшие и снаружи чёрные, явно выделяются не в лучшую сторону на фоне белого снега и у него вырывается:
- Как вы русские держите пол Европы, а живёте в такой попе. У нас все дома большие и кирпичные, не сравнить с вашими избушками.
В вопросе не было никакой злобы, скорее не понимание.
Затем служба в Польше. В роте было шесть человек русских, остальные из Украины. В свободное время украинские ребята собирались в курилке и вспоминая родные места выкрикивали хай живе незалежна Украина. У некоторых проявлялось недовольство к русским, но особо рьяных было два человека.
Сергей слушал эти речи и не понимал, почему это недовольство. И чтобы понять, спросил одного из них:
- Олег почему вы так говорите?
- Мы в школе каждый год сдаём экзамены, а вы только после восьмого и десятого классов. Вы нас считаете дебилами? – отвечает Олег.
- Мы тоже в конце каждого года пишем контрольные.
-Вы пишите контрольные, а мы сдаём экзамены. Мы что неполноценные?
На этот вопрос у Сергея ответа не было, нормальные ребята такие же, как и он.
- Мы вас кормим, всё вывозиться к вам – продолжал Олег без всякой агрессии.
Сергей на эту реплику отвечать не хотел. Вокруг его посёлка городского типа все поля были засеяны, и они школьниками каждую осень привлекались к уборке урожая. С одной стороны посёлка был коровник, с другой птицефабрика.
А в общем служили дружно, помогая и подбадривая в трудностях друг друга.
Когда уходил в запас, то его лучший друг Вася, тоже украинец, сказал, что не придёт провожать, так как пустит слезу. И он бы не хотел, чтобы это кто-то видел.