Найти в Дзене
Видео дорог России!

Хабаровск-Москва на автомобиле.Перевал Уральские горы.Златоуст,Юрюзань,Сим,Аша. и другие города.Серия 26

Перевалы через Уральские горы протяженностью около 200 км.Достаточно много мест для привала,отдыха,ночевки.Везде цены за стоянку разные, от 50 до 150 руб. Очень много придорожных развалов, палаток, где можно приобрести не только сувениры... . Можно отремонтировать автомобильную электронику, видеорегистраторы. Так например вблизи Кропачёво очень хорошее место. Можно остановиться на привал и заодно отремонтировать электронику или приобрести новую.Цены достаточно низкие и у мастеров руки растут откуда нужно.

Миасс

Миа́сс — город в Челябинской области России. Административный центр Миасского городского округа. Население составляет 151 275 человек (2019)[1] Расположен на реке Миасс, у подножия Ильменских гор, в 96 км к западу от областного центра Челябинска и 41 км к востоку от Златоуста. В Миасском городском округе расположена главная усадьба и большая часть Ильменского минералогического заповедника.История Плотина медеплавильного завода Первое поселение возникло в 1773 году, когда купец Ларион Лугинин начал строительство медеплавильного завода. Из-за Пугачёвского восстания строительство завода приостанавливалось. Указ Берг-коллегии о разрешении строительства издан 18 ноября 1773 года, завод был пущен 12 августа 1777 года. В первое десятилетие своего существования завод постепенно наращивал объёмы производства: за 1777—1780 выпущено 12,9 тысяч пудов меди, 1781—1790 — 40,2 тысячи пудов. В 1787 году завод перешёл к племянникам основателя Ивану и Николаю Максимовичам Лугининым. В 1798 году И. М. Лугинин продал предприятие казне, в 1799—1800 годах выплавка меди не производилась. А к середине XIX века производство меди сократилось, содержание завода стало убыточным, вследствие чего он был закрыт. По принятым в те времена обычаям[4], первоначально селение вокруг завода называлось также Миасским заводом (Миясский завод), административно входило вначале в состав Троицкого уезда Оренбургской губернии. Экономическому развитию Миасса способствовала разработка месторождений золота. В первой половине XIX века вся долина реки Миасс превратилась в огромный золотой промысел. В 1836 году здесь разрабатывались 54 рудника и 23 золотые россыпи. Самым известным является Царёво-Александровский (Ленинский) прииск. В 1824 году шихтмейстер Меджер открыл россыпь, которая оказалась богатейшей: промывка песка показала содержание «более фунта золота во ста пудах». Летом 1824 года здесь заложили прииск. Во время одного из своих путешествий сюда, на золотые прииски, приехал император Александр I. В честь этого визита прииск получил своё название. Он занимал первое место среди приисков Миасского района по богатству и количеству найденных крупных самородков, только за один год здесь было найдено 52 штуки, в 1842 году мастеровым Никифором Сюткиным найден один из крупнейших в мире самородков «Большой треугольник» весом 36,21 килограмма. С середины XIX века появляется Миасское золотопромышленное товарищество графа Левашова, Дарагана и К°. Пайщиками были представители Петербургской аристократии. В границы отводов товарищества вошли все группы казённых приисков общей площадью 23394 га. Товарищество допустило к разработке россыпей старателей, которые давали более половины всей продукции. С началом деятельности товарищества связано внедрение в золотодобычное производство новых технических достижений, что, наряду с продолжающейся разработкой богатых россыпей, позволило достичь расцвета золотого промысла в Миасском районе. В это время история города тесно связана с именем Егора Митрофановича Симонова, который, пройдя путь от простого старателя до хозяина приисков, стал самым богатым человеком в городе. Симонов внёс большой вклад в развитие города. Миасс, старая часть города, здание краеведческого музея Золотодобыча оставалась основным градообразующим производством вплоть до начала XX века. После национализации крупные объединения развалились, и стали в основном вести незначительные старательские промыслы. Карта Транссибирской магистрали В 1891 году одновременно из Миасса и Владивостока началось строительство Транссибирской железнодорожной магистрали. Исторически всемирноизвестным Транссибом является именно этот участок, от Самары до Владивостока, построенный с 1891 по 1916 годы. Длина участка около 7 тысяч километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до Челябинска 5 июля 1892 года. В 1903 году прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути. От Москвы до Миасса по железной дороге ровно 2000 километров (до станции Миасс I 2004 км.). В 1959 году была принята в эксплуатацию железнодорожная линия от станции Миасс до города Учалы. В годы первой мировой войны (в 1915 году) царское правительство эвакуировало из Риги в Миасс пилозубный завод английской фирмы «Томас Фирт и сыновья». Через год состоялся пуск миасского напилочного завода, который долгое время был ведущим предприятием отрасли в стране и одним из лучших в мире. В настоящее время это Миасский инструментальный завод. Вопрос о выделении Миасскому заводу статуса города решился в декабре 1919 года на съезде тринадцати волостных ревкомов Троицкого уезда Челябинской губернии[источник не указан 592 дня], состоявшемся в Миассе. Неудобство административного подчинения Троицку тормозило развитие экономической жизни завода. С того времени Миасс стал сначала заштатным городом (то есть не имеющим уезда), а затем уездным. В 1926 году Миасс официально получает статус города. В 1923 году Миасский горсовет предлагал переименовать город в Тухачевск в честь М. Н. Тухачевского, однако заседание президиума Челябинского губисполкома, состоявшееся 30 октября 1923 года, постановило, что это экономически нецелесообразно, ходатайство было отклонено. Индустриализация страны позволила технически перевооружить золотой промысел. Построенная в 1932 году на окраине Миасса электроподстанция повысила энерговооружённость золотопромышленных предприятий. В том же году на Ленинском прииске спустили на воду плавучую фабрику золота — первую электрическую драгу. С 1933 года вступили в строй шахты ряда рудников. Большое развитие получила в первой половине XX века лесная промышленность. Миасс и ранее был крупным поставщиком лесоматериалов: в окрестностях озера Тургояк для Златоустовского и Миасского заводов заготовлялись брёвна, дрова, выжигался уголь. С созданием Миасского леспромхоза деловая древесина, древесный уголь, крепёжный материал, шпалы направляются предприятиям Южного Урала. Часть леса сплавлялась при этом по горным рекам Куштумге и Сухокаменке. Весной 1939 года началось строительство центральной части города. 3 ноября 1941 года Госкомитетом обороны было принято решение об организации в Миассе автомоторного производства на базе эвакуированных цехов автомобильного завода имени Сталина (ЗИС). Сначала на заводе выпускались двигатели и коробки передач, а 8 июля 1944 года с конвейера сошёл первый уральский автомобиль ЗИС-5. Первая партия автомобилей была отправлена на фронт, на них были смонтированы знаменитые «Катюши». В послевоенные годы уральский автозавод продолжал успешно развивать производство и выпуск новых моделей «Уралов». Всего с конвейера УралАЗа с момента пуска до конца XX века сошло 1 миллион 270 тысяч автомобилей. Уже много лет успешно функционирует совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ», на котором налажено производство большегрузных автомобилей. Центральная улица города — проспект Автозаводцев (первоначально носил имя Сталина). С проспекта начинался современный Миасс. В 1940-е годы от проходной завода была проложена узкоколейка до станции Миасс, по которой возили стройматериалы для домов и одновременно укладывали булыжную мостовую. На строительстве работали пленные немцы. Проспект построен в послевоенные годы и имеет выразительную архитектуру: дома небольшой этажности с лепными украшениями. Проспект активно застраивался в 1960-е годы. В 1980-е годы увеличился поток транспорта, были пущены троллейбусы, на проспекте было вырублено много деревьев. В годы хрущёвской оттепели парткомитет автозавода созывает партийно-профсоюзный актив, на котором было принято решение переименовать Миасский завод имени Сталина в Уральский автомобильный завод — «УралАЗ», а проспект имени Сталина — в проспект Автозаводцев. Выше дороги у подножия Ильменского хребта постепенно формируется посёлок Строителей. Добровольцы с юга России (отсюда неместные названия улиц — Керченская, Донская, Азовская, Севастопольская) приехали строить новые районы города, в том числе Машгородок — самый молодой район Миасса. История Машгородка началась в 1955 году, когда правительством принимается решение о переводе конструкторского бюро в Миасс из Златоуста и создании мощной экспериментальной базы ракетостроения. С перебазированием на новую площадку КБ стало по месту расположения называться миасским. Строжайший режим секретности не допускал ссылок на название города — Миасс, Машгородок, так называли место базирования предприятия. Для благоустройства быта приглашённых высококвалифицированных специалистов строились жилые здания, магазины, школы, детские сады. Каждый раз со сдачей ракет на вооружение Виктор Петрович Макеев, генеральный конструктор КБ машиностроения (ныне ГРЦ им. В. П. Макеева) добивался финансирования крупных объектов социального назначения. Так, постепенно, в Машгородке были построены поликлиника с больницей, кинотеатр «Восток», гостиница «Нептун» с рестораном, дворец культуры «Прометей», дворец спорта «Заря» с плавательным бассейном, детский дворец культуры «Юность», стадион и другие. Южная часть города с Ильменского хребта С конца 1950-х годов в Машгородке были ухоженные дороги и тротуары, аллеи и скверы, клумбы с цветами, оригинальные и выполненные на высоком эстетическом уровне элементы отделки гостиницы, плавательного бассейна, оформление кафе и магазинов, особый облик придают серебристые ели и липовые аллеи. Машгородок рос как новый район Миасса, он существенно расширил границы города и обновил облик. За строительство Машгородка с сохранением природного ландшафта группа архитекторов получила Государственную премию. В 1970—1980 годах был сооружён завод крупнопанельного домостроения. У подножья Ильменского хребта появился белокаменный корпус центральной городской больницы, поликлиника и акушерско-гинекологический корпус. В 1973 году приняла первых гостей города гостиница «Нептун». В Ильменском государственном заповеднике имени В. И. Ленина построен целый комплекс просторных, светлых зданий, где разместились знаменитый минералогический музей, научные лаборатории. В 1976 году вошли в строй поликлиника в посёлке Динамо, торговый центр в северной части города и многие другие объекты. 6 ноября 1981 года был открыт новый железнодорожный вокзал, рассчитанный на одновременное пребывание до 800 пассажиров. В этом же здании разместился новый автовокзал. Одновременно была изменена маршрутная сеть городских автобусов, которые вместо старой станции пошли к новому вокзалу. Двумя годами позже началась прокладка троллейбусной линии, связавшей северную и центральную части города. По причине преобладания производств машиностроительного комплекса относится к категории моногородов. В Миасском городском округе развивается курортно-санаторная и туристическая зона (курорты на озере Тургояк, горнолыжные трассы, туры по вершинам Южного Урала на снегоходах), дикий самостоятельный туризм. Ежегодно, в середине июня проводится Ильменский фестиваль авторской песни. В радиусе 30 км находятся такие города, как Чебаркуль, Златоуст, Карабаш, а также множество посёлков и деревень. Совокупная численность жителей, проживающих в 30-минутной транспортной доступности, составляет порядка 500 тыс. человек.

Предгорье

-3

Поворот на Златоуст.Златоу́ст — город в Челябинской области России. Административный центр Златоустовского городского округа. Население составляет 165 375 чел. 2019 год. Один из самых высокогорных городов Урала, жилые кварталы расположены на высоте 400—600 м от уровня моря. К востоку от города проходит граница частей света Европы и Азии

Правый поворот к городу.История Станция Златоуст в 1909 году. Фотография Прокудина-Горского Златоуст в 1909 году (на заднем плане Свято-Троицкий собор). Фотография С. М. Прокудина-Горского Памятник П. П. Аносову, площадь III Интернационала Первое русское временное поселение на территории современного Златоуста возникло в конце XVII века в связи с попытками поиска золота. В 1664 году старец Лот из Далматовского Успенского монастыря под пытками признался, что совершил поездку на Южный Урал, в ходе которой ему сообщили о том, что на озере Иртяш идет плавка золота и серебра, добываемого на «Сибирской горе», расположенной в верховьях Уфы, Яика и Гадая. В 1668—1674 годах была снаряжена большая военно-геологическая экспедиция, состоявшая из более чем 1 тыс. человек с пушками и снаряжением, которая в 1672 году построила в районе нынешнего парка «Таганай» Ново-Уральский острожек[8]. Этот острожек стал первым русским поселением на территории современной Челябинской области. Однако геологические изыскания окончились полной неудачей, о чём в летописи сказано в таких выражениях: «Ничего не найдено, а государевой казне великая тщета и гибель учинилась». После провала острожек был заброшен надолго. В 1708 году рассказ о «Сибирской горе» был случайно обнаружен в документах Сибирской губернской канцелярии и доложен секретарю Петра I А. Д. Макарову. В. Н. Татищеву было дано указание проверить сведения о серебряной руде. В 1720-е годы новая экспедиция, работавшая у развалин острожка, не нашла металла в местной руде. В 1741 году к разрушенному острожку прибыла новая экспедиция, которая обнаружила там железную руду и выбрала место для постройки Златоустовского завода. В 1754 году А. П. Мосолов на выкупленных у башкир вотчинных землях у горы Косотур основал железоделательный завод, названный в последствий в честь Святого Иоанна Златоуста Златоустовским. Указ Берг-коллегии о строительстве завода был издан 31 августа 1754 года. Завод получил название Златоустовского из-за намерений владельцев построить в заводском посёлке церковь во имя Св. Иоанна Златоуста (была построена в 1865 году). Таким образом, название завод получил ещё задолго до начала строительства. По мнению краеведов, образ Иоанна Златоуста был фамильной иконой семьи основателя завода предпринимателя А. П. Мосолова. В 1782 году Златоустовский завод стал административным центром Златоустовского уезда Уфимской области Уфимского наместничества. После упразднения наместничеств в России, посёлок и уезд в 1796 году административно оказываются в составе Оренбургской губернии. В 1811 году завод был выкуплен государством и стал казённым. Это привело к изменению статуса заводского посёлка, который приобрёл статус горного города и стал хозяйственным центром Златоустовского горного округа. В 1824 году Златоуст посетил император Александр I, а в 1857 году — император Александр II. С 1865 года с созданием Уфимской губернии город вошёл в её состав как административный центр Златоустовского уезда. В 1890 году открылась железнодорожная станция, названная по названию города вблизи которого построена Златоустом. Что упрощает с одной стороны доставку металлургической продукции завода и других товаров, в частности пушнину в европейскую часть страны, до этого доставляемую конными повозками и далее сплавляемую водным путём посредством рек бассейна Камы, с другой начать использовать мазут и каменный уголь Донецкого угольного бассейна, вместо истощаемого в результате многолетней вырубки деревьев древесного. Самаро-Уфимская железная дорога переименовывается в Самаро-Златоустовскую. С 1891 года с продолжением строительства железной дороги до Челябинска и далее Сибирской железной дороги на заводе начинают производиться и рельсовые скрепления. К 1900 году в городе имелись 2916 домов (из них 299 каменных), 8 церковных заведений (в том числе 1 старообрядческая церковь, римско-католический костёл, протестантская кирха), городские трёхклассное училище, 2 одноклассных училища (мужское и женское), 4 начальных училища, городская и заводские больницы и аптеки, городская библиотека. В городе действуют заводы: казённый чугуноплавильный и железоделательный (1000 рабочих), 7 полировочных, пиво-медоваренный, мыловаренный, суконная фабрика и ряд мелких предприятий, в том числе артель мастеров кустарного изготовления железных и стальных изделий (3000 рабочих). В 1903 году в Златоусте произошёл расстрел митинга бастовавших рабочих Златоустовского казённого завода. Погибли 69 человек, более 250 были ранены, более 100 арестованы. К середине 1910-х годов население города насчитывало около 20 000 человек. Оружейный центр и центр ремёсел Памятник И. Н. Бушуеву, скульптор В. П. Жариков, привокзальная площадь Златоустовский оружейник А. П. Калганов («Царский кафтанщик») с сыном и внучкой, Златоуст, 1910 год Златоустовская фабрика. Гравюра 1850 года. В 1815 году была построена оружейная фабрика (производилось холодное оружие, первыми мастерами были оружейники из немецкого города Золинген), в 1859 году — сталелитейная фабрика (были отлиты первые в России стальные пушки). С начала XIX века Златоуст являлся центром художественной гравюры на металле (зародилась как подсобное производство для украшения сабель, кортиков, шпаг; ныне золотой и серебряной насечкой украшают подарочное оружие, делают декоративные панно на стальных пластинах). Ансамбль заводской площади (XIX век, площадь III Интернационала) является объектом исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения. Советский период 4 декабря 1917 года в Златоусте была установлена советская власть. 27 мая 1918 года около станции Златоуст произошёл бой между легионерами чехословацкого корпуса и местными красногвардейцами, попытавшимися разоружить прибывший на станцию накануне эшелон численностью около 800 легионеров. 25 июня 1918 года город был оставлен частями Красной гвардии. 13 июля 1919 года в ходе Златоустовской операции город был взят частями 5-й армии Восточного фронта Красной Армии. В связи с административно-территориальными реформами в 1919—1934 годы Златоуст претерпел изменения статуса как уездного центра. В 1919 и 1922 годах изменились границы и состав уезда. В 1922 году в связи с упразднением Уфимской губернии, Златоуст вошёл в состав Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики. В августе 1922 Златоуст стал уездным центром Челябинской губернии. После её упразднения в 1923 году и создания Уральской области Златоуст стал административным центром Златоустовского округа. В 1930 году округа Уральской области были ликвидированы, и Златоуст стал самостоятельным городом областного подчинения. В 1934 году Уральская область была упразднена с созданием трёх областей, одной из которых стала Челябинская. Дальнейшие административно-территориальные изменения Челябинской области Златоуст не затронули. В 2004 году Златоуст становится административным центром Златоустовского городского округа Челябинской области. Интересно, что в № 1 журнала «Вокруг света» за 1928 год имеется информация следующего содержания: «В Златоусте, Уральской области, при рытье котлованов, найдены кремневые топоры и наконечники для стрел. Дальнейшие раскопки, предпринятые местными археологами, дали два человеческих скелета. Оба скелета хорошо сохранились. Один из них, по исследованию, принадлежит человеку ростом в 2 метра и 10 сантиметров, и по происхождению его относят ко времени ледникового периода»[источник не указан 112 дней]. В Великой Отечественной войне приняло участие более 30 тыс. златоустовцев, более 9 тысяч из них не вернулось с полей сражений. За годы войны предприятия города произвели: 1,58 млн тонн стали, 1,4 млн тонн проката, 13,8 млн корпусов снарядов и мин, 109,5 тыс. пулеметов различных марок, 41,8 тыс. авиационных пушек, 292,3 тыс. часов для танков, самолётов и ВМФ. В этот период в Златоуст прибыло эвакуированное оборудование и специалисты более 20 предприятий, в том числе: Тульского оружейного, Подольского механического, Первого Московского часового, Первого государственного точных технических камней (ТТК-1), 2-го Лужского абразивного заводов. Также в годы войны в городе находился Златоустовский лагерь № 337 УНКВД по Челябинской области для интернированных военнопленных иностранных армии. Златоуст награждён Орденом Октябрьской Революции (1980).

Поворот на город Сатка.Са́тка — город в Саткинском районе Челябинской области России. Административный центр района и Саткинского городского поселения. Население составляет 42 214чел. (2017). Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Саткинское городское поселение включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».Название Существуют различные версии по поводу происхождения топонима Сатка. Одно из толкований — «перекрёсток», «развилина», «междуречье» (от башкирского «сат», «сатка»). Согласно Шувалову Н. И., также название могло произойти от башкирского родового этнонима сатка, который упоминается в документах XVIII века[6]. Род сатка входит в состав племени кувакан. Есть и другие толкования: «искра», «проданная земля», «река». География Расположен на реке Большая Сатка, в 176 км от Челябинска на территории Челябинской области. Население 42,437 тыс. чел. (2016). Железнодорожная станция на ветке Бердяуш — Бакал. История С давних пор берега бурной реки Сатки и горы западного склона Урала — Зигальга, Нургуш, Зюраткуль, Лукаш служили убежищем старообрядцам, имевшим здесь свои скиты и потаённые моленные. В 1756 г. сюда пришли предприниматели и основали Саткинский (Троице-Саткинский) чугуноплавильный и железоделательный завод. Владельцем завода стал граф А. С. Строганов продавший позднее завод купцу Лариону Ивановичу Лугинину, а Лугинин, в свою очередь — Андрею Андреевичу Кнауфу. Пытаясь поправить своё шаткое финансовое положение, Кнауф уступил завод государственному ассигнационному банку, который по прошествии некоторого времени перепродал его снова Кнауфу. Но последний так и не смог развернуть производство на должном уровне. В 1811 г. завод, сильно расстроенный, был окончательно отобран у Кнауфа в казну[источник не указан 3438 дней]. Сменявшиеся владельцы, будучи нерасторопными предпринимателями, естественно, не заботились и о положении рабочих. Это не могло не привести к печальным последствиям — бегству, бунтам и волнениям. Первые открытые выступления рабочих были в 1760 г., затем они дружно поддержали восстание Е. И. Пугачёва. Сатка стала одним из центров сосредоточения его вооружённых сил. По казачьему образцу здесь было создано самоуправление под командованием атамана И. Кузнецова. Именно сюда направлен правительством полковник Михельсон, который разбил отряды Пугачёва, Белобородова и Салавата Юлаева. Сражение, происшедшее 30 мая 1774 г., было кровопролитным. Восставшие потеряли только убитыми 400 человек. Салават Юлаев был ранен. Перед отступлением пугачёвцы сожгли Сатку. Жители и крепостные заводчика Лугинина ушли вместе с восставшими в леса. Там Пугачёв привёл в порядок свои потрёпанные войска и снова появился у Саткинского завода, но 5 июля был разбит Михельсоном. Тем не менее завод развивался, ибо потребность в металле была значительной. Он производил чугун, не уступавший по своему качеству шведскому, пудлинговое железо, изготовлял снаряды, орудийные лафеты. Избыток железа способствовал кузнечному промыслу. В 1824 г. Сатку посетил император Александр I, что положительным образом сказалось на дальнейшем развитии производства. К концу XIX в. здесь были две домны, между механической мастерской и литейной проложен рельсовый путь. В 1898 г. вблизи Саткинского завода на Карагайской горе были обнаружены залежи синего камня — магнезита, который является сырьём для производства высококачественных огнеупоров. Это открытие на века определило судьбу города и района. С открытием месторождения магнезита был построен завод по производству огнеупорных изделий «Магнезит», продукция завода уже в 1905 году на Всемирной промышленной выставке в бельгийском г. Льеж была удостоена золотой медали. Все горные работы выполнялись вручную: рабочие бурили шпуры глубиной до 3,5 м, взрывали породу динамитом и белым порохом, взорванную массу разбирали ломами, дробили кувалдами, выбирали породу, грузили в телеги и везли на обжиг. Из оборудования на заводе в начале XX в. имелись лишь печь для обжига магнезита, шаровая мельница и пресс. В 1901 г. было добыто чуть более 3 тыс. тонн руды, обожжено 600 т магнезитового порошка и 240 тонн кирпича. В дореволюционный период наибольшей производительности «Магнезит» достиг в 1916 году, когда была обожжена 31 тыс. тонн магнезитового порошка, изготовлено 10,4 тыс. тонн изделий. В начале XX в. в Сатке проживало до 10 тыс. человек. Среди них много пришлых людей. Потянулись на заработки старообрядцы различных сект и толков (австрийцы, поморцы, полушкинцы, перфильевцы, тихвинцы, перекрещенцы, филипповцы, федосеевцы и др.). Здесь было две церкви, два училища, почта, телеграф, больница, общество потребителей, два промышленных и 46 торговых предприятий. Советской власти досталось достаточно крупное производство. В 1928 г. Сатка стала посёлком городского типа, а в 1937 г. — городом районного, а с 1957 г. — областного подчинения.

-4

Левый поворот на Юрюзань.Юрюза́нь — город в Катав-Ивановском районе Челябинской области России. Административный центр Юрюзанского городского поселения. Общая численность жителей на 2017 год составляла 11 685 чел.Название Наименование города происходит от гидронима Юрюзань, который в свою очередь переводится как «большая река» (долина) — от башкирского юр (йур) «большая» и үҙән (узян) «река, долина». География Город расположен на реке Юрюзани (бассейн Камы), в 254 км к западу от Челябинска в горнозаводской зоне. Климат резко континентальный. Среднегодовая норма осадков - 530 мм. Меньше всего осадков выпадает в феврале, в среднем около 22 мм, а больше всего в июле, в среднем 87 мм. Самый теплый месяц июль, средняя температура 16 °C, а самый холодный месяц январь, средняя температура -15 °C. История Основан в 1758 году как посёлок в связи со строительством сибирскими промышленниками И. Твердышевым и И. Мясниковым железоделательного завода (действовал до 1908 года) и получил название Юрюзань-Ивановский Завод[6]. С конца XIX века — Юрюзанский Завод. В 1829 году здесь произошло одно из крупнейших в 1-й половине XIX веке выступлений крепостных — восстание под руководством заводского служащего И. И. Тараканова. С 1928 году это рабочий посёлок Юрюзань (по названию реки), с 18 июня 1943 года — город Юрюзань районного подчинения. В советское время в городе действовал механический завод, производивший бытовые холодильники «Юрюзань», а также боеприпасы для стрелкового оружия, в том числе, для уникальных подводных пистолетов, различные виды цепей для сельского хозяйства и пищевой промышленности, тракторные помпы.

На перевалах очень много придорожных торговых палаток.Можно купить всё,что угодно.Пятнадцатый канал заполнен рекламной информацией.
На перевалах очень много придорожных торговых палаток.Можно купить всё,что угодно.Пятнадцатый канал заполнен рекламной информацией.

Многокилометровые пробки, идет ремонт дороги.

Поворот на Усть Катав.Усть-Ката́в — город в Челябинской области России. Административный центр Усть-Катавского городского округа. Население составляет 22 042 чел. (2019). Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Усть-Катавский городской округ включён в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».География Город расположен на западном склоне гор Южного Урала в месте впадения реки Ката́в в реку Юрюза́нь, в 260 км от Челябинска. Центр города окружён холмами. Через город проходит Транссибирская магистраль (станция Усть-Катав), в 1 км южнее города — автомагистраль М5. История Усть-Катав основан в 1758 году на территории Оренбургской губернии как железоделательный завод и прилегающие к нему посёлки, возле впадения в реку Юрюзань её левого притока Катав (Волго-Камского бассейна). Основатели завода — компания симбирских купцов и заводчиков — братьев Ивана и Якова Борисовичей Твердышевых и Ивана Семёновича Мясникова. Первоначально предприятие представляло собой лесопильную мельницу и судовую пристань. Железоделательный завод был пущен позднее и являлся вспомогательным для соседних Катав-Ивановского и Юрюзанского чугуноплавильных и железоделательных заводов. Вокруг завода возникло укреплённое поселение, в котором жили крепостные крестьяне, купленные заводчиками в разных губерниях Центральной России и составившие мастеровой и работный люд предприятия. В 1773 году в заводском посёлке проживало около 800 человек. Продукция завода отправлялась в Центральную Россию по рекам Волго-Камского бассейна. Также часть продукции продавалась за границу. Её охотно покупали английские купцы. В 1862 году продукция демонстрировалась на всемирной Лондонской промышленной выставке. От Усть-Катавского предприятия на выставке были представлены кричное и пудлинговое железо, цементная сталь разных сечений, различные обойные гвозди. Усть-Катавский заводской посёлок Пугачёвское восстание не обошло стороной. Через Усть-Катав проходили отряды повстанцев и правительственных сил. Завод в ноябре 1773 г. был остановлен. В июне 1774 г. повстанческий отряд Юлая Азналина, отца Салавата Юлаева, разорил и сжёг завод и посёлок. В ноябре 1775 г. предприятие было восстановлено. Хотя принадлежавшими им заводами Твердышевы и И. С. Мясников владели сообща, но непосредственно в ведении последнего (до его смерти в 1780 г.) находились чугуноплавительные и железоделательные предприятия, в том числе Усть-Катавское. В 1780—1783 гг. владельцем Усть-Катавского завода являлся Я. Б. Твердышев. Затем заводом владела дочь И. С. Мясникова Е. И. Козицкая, а с 1810 — дочь последней, в замужестве княгиня А. Г. Белосельская-Белозерская. В дальнейшем вплоть до Октябрьской революции 1917 г. Усть-Катавское предприятие принадлежало представителям влиятельной княжеской семьи Белосельских-Белозерских. С 1861 года по начало 1920-х годов посёлок Усть-Катавский завод был центром Усть-Катавской волости. В неё входило несколько окрестных деревень и сёл. В 1870 году в посёлке были церковь, училище, волостное правление, железоделательный завод, два маслобойных предприятия, три водяные мельницы, в посёлке проживали 3353 жителя (544 двора). В 1889—1890 годах рядом с Усть-Катавским посёлком построена часть Самаро-Златоустовской железной дороги. В марте 1917 года в Усть-Катавском посёлке создан Совет рабочих депутатов под председательством слесаря Ф. Е. Бахарева. В конце октября 1917 года в поселке мирным путём была установлена Советская власть. В 1939 году в рабочем посёлке при заводе проживало более 13 000 жителей. Работал вагоностроительный завод имени Л. М. Кагановича. Также в посёлке имелись две средних школы, ремесленное училище, рабочий клуб и клуб инженерно-технических работников, библиотеки, 15 продовольственных магазинов и киосков. В 1941—1945 года ушли на войну около 1500 усть-катавцев. В заводской посёлок эвакуировались из прифронтовых городов страны промышленное оборудование и население. Посёлок начал застраиваться новым жильём, постепенно расширяться. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 28 августа 1942 года посёлок Усть-Катавский завод был преобразован в город районного подчинения. Город сначала назывался «Усть-Катавский завод», а с 1943 года — «Усть-Катав». В 1943—1944 годах построен мост через реку Юрюзань — Брянский мост. После войны градообразующее предприятие Усть-Катавский вагоностроительный завод (УКВЗ) вместе с оборонной продукцией выпускает продукцию гражданского назначения — трамвайные вагоны, детские велосипеды. В послевоенные годы город продолжает строиться. В ноябре 1952 года открылся Дворец культуры вагоностроителей, в 1950-х годах началось строительство многоэтажных домов в центральной части, а с 1978 года в нагорной части города. В 1962 году открылся кинотеатр «Россия» (ныне «Родина»). В 1972 году был сдан в эксплуатацию молокозавод. В 1973 году заработал хлебозавод. 3 декабря 1979 года Усть-Катав получил статус города областного подчинения, к нему были присоединены рабочий посёлок Вязовая, села Тюбеляс, Минка, ранее входившие в состав Катав-Ивановского района. В 1980 году построена новая плотина. В 1984 году в новое трёхэтажное здание в центре города переехал Совет народных депутатов (ныне здание администрации города Усть-Катава). В 1987 году близ посёлка Шубино начала действовать станция Усть-Катав, на которой в 1994 году открылся железнодорожный и автобусный вокзал. 17 декабря 1992 года в старом церковном здании вновь открылась церковь Рождества Христова

-7

Город Сим слева по ходу.Сим — город (с 13 ноября 1942 года) в Ашинском районе Челябинской области России. Административный центр Симского городского поселения. Население составляет 13 170[1] чел. (2017). Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» Симское городское поселение включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения».Город расположен на реке Сим, в 27 км от районного центра Аши, в 330 км от Челябинска, в 9 км от железнодорожной станции Симская на историческом направлении Транссиба. Через город проходит федеральная трасса М-5 «Урал».История Указом Берг-Коллегии её Величества Императрицы Елизаветы от 29 марта 1759 г.предписывалось «…заводчику Матвею Мясникову с сызранским купцом Яковом Петровым на приисканной ими… в Уфимской провинции в дачах Шайтан-Кудейской волости… на речке Сим построить железовододействуемый завод с двумя домнами и при них завод з девятью действительными и тремя запасными молотами…» 18 февраля 1763 г. Оренбургское горное начальство рапортовало в Берг-коллегию о начале работы заводов коллежских асессоров Твердышева и Мясникова — Юрюзанского и Симского, которые начали перековывать чугун, выплавляемый в Катав-Ивановске. В 1763 г. в 20 верстах на впадающей в речку Сим реке Яраль (Ерал) образована большая русская деревня, Твердышевским железным заводам принадлежащая. Симский завод был одним из многих заводов, основанных на Урале в период участия России в Семилетней войне, войнах с Турцией. 16 марта 1759 года Берг-коллегия вынесла определение о разрешении заводчикам построить завод на реке Сим, а в 1761 году завод стал уже выдавать продукцию[4]. Тогда же при заводе возникло и поселение. В 1773 на заводе трудилось более 900 приписных крестьян. 23 мая 1774 года, во время Крестьянской войны 1773—1775 годов, отряд башкир-повстанцев во главе с пугачёвским полковником Салаватом Юлаевым и его отцом Юлаем Азналиным напал на Симский завод. Было убито около 60 заводских служителей, работных людей и крестьян. Завод, фабрика с плотиной, церковь и заводское селение были сожжены[5]. Нападение произошло из-за того, что земли, на которых его построили, 15 годами ранее были отчуждены у семьи напавших башкир. 30 мая 1774 года была открыта новая церковь Симского завода, построенная взамен сожженной. К сентябрю 1777 года был восстановлен завод. Работали на нём в основном крепостные крестьяне заводовладельцев. В 1895 году начала работать первая публичная библиотека. В 1898 г. открыта низшая ремесленная школа на 40 учащихся. В 1897 году построено и открыто первое культурно-просветительное учреждение — Народный дом общества трезвости с библиотекой, буфетом, драматическими кружками. В 1898 году в 9 км от Сима была проложена железная дорога Самара — Златоуст. Это резко отразилось на экономике завода и поселения. От Сима до станции Симской была построена конная железная узкоколейная дорога С. М. Прокудин-Горский. Станция Симская Самаро-Златоустовской железной дороги (1910) В 1913 году заводы вошли в состав АО «Симское общество горных заводов и первой на Урале фабрики с.-х. машин и орудий». В 1914 заводы перешли на производство предметов вооружения.8 декабря 1917 года, после Октябрьской революции Симские заводы были национализированы советской властью[7]. В 1935 году завод из ведения Уралсельмаша перешел в ведение министерства обозостроения и переименован в Симский обозный завод. Основной продукцией завода вплоть до 1941 года оставались пароконные хода, санитарные и пулеметные двуколки, кузова для автомашин, походные кухни, автоприцепы[8]. 11 августа 2011 года на перегоне Симская — Ерал произошло крушение поездов в результате которого сошли с рельсов 2 поезда и погибли 2 человека.

-8

Справа по ходу город Аша.Аша́ — город в Ашинском районе Челябинской области России. Административный центр Ашинского района и Ашинского городского поселения. Население составляет 29 946 чел. (2017). Градообразующее предприятие: Ашинский металлургический завод. Распоряжением Правительства РФ от 29 июля 2014 года № 1398-р «Об утверждении перечня моногородов» муниципальное образование включено в категорию «Монопрофильные муниципальные образования Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально-экономическим положением».География Город расположен на крайнем западе области, у границы с Республикой Башкортостан, у подножья хребта Каратау, на реке Сим (приток реки Белой), у впадения в неё реки Аши, в 377 км к западу от Челябинска. Одноимённая железнодорожная станция Куйбышевской железной дороги на линии Москва — Челябинск. История Город был основан в 1898 году в связи со строительством чугуноплавильного завода Аша-Балашово, с 20 июня 1933 года — город, с 1 февраля 1963 года — город областного подчинения. День города празднуется в третью субботу июля. В 1998 году город отпраздновал свое 100-летие со дня основания. Название имеет два толкования. Одно рассматривает топоним с точки зрения оценки местных природных условий, сближая с тюркским глаголом «аш», «ас», со значением: переходить, переваливать (через горы), то есть река (Аша), пробивающаяся сквозь горы[5]. Другое толкование связывает название реки с башкирским родом «ассы», «ас», «аша», исходит из названия реки в первоисточниках — Ассы. В 2012 году в пещере около города впервые на Урале был найден зуб дикобраза, примерный возраст которого оценили в 120 тысяч лет. Ранее считалось, что они здесь никогда не водились.

Видео

-9

Вся информация о городах взята из Википедии.