Представленный на днях отчет Consumer Intelligence Research Partners свидетельствует, что доставка еды из ресторанов стала одним из наиболее стремительно развивающихся бизнес-направлений. Правда, с каждым днем в этом секторе рынка быстрого питания нарастает конкуренция. К тому же, более 50% пользователей услуги применяют при заказе разные мобильные приложения.
Даже угроза инфицирования коронавирусом, который передается при непосредственном контакте, не повлияла на активность потребителей в США. По имеющимся данным, за последние три месяца:
- более половины заказов на доставку ресторанных блюд делается через приложения DoorDash, UberEats и GrubHub;
- 26% пользуются услугами Postmates.
Аналитики CIRP установили, что ни один из этих сервисов не может пока претендовать на звание лидера в сегменте доставки еды. В среднем, потребители в США загрузили по «1,9 приложений» для заказа обедов. Половина из них инсталлировала либо DoorDash, либо UberEats, либо Grubhub.
Статистика показывает:
- доля рынка DoorDash - 34%;
- Uber Eats занимает 30% рынка;
- GrubHub - 24%;
- Postmates занимает 10% рынка доставки еды из ресторанов быстрого питания.
Портал Franshiza.community обращает внимание, что около 72% ресторанов, в которых заказываются обеды на дом – это заведения национальных или региональных сетей, развивающихся по франшизе. Лишь 38% всех заведений, которые доставляют заказанные в заведениях ресторанные блюда – независимые.
Правда, имеется одна особенность. В первую очередь потребитель выбирает ресторан, а уж затем способ, каким блюда будут ему доставляться. Способствует росту этого сегмента рынка общепита и возрастающее количество мобильных приложений для заказа и оплаты заказа.
ParTech Inc добавила мобильное приложение для заказа обеда в свое программное обеспечение для ресторанов и розничной торговли
ParTech Inc, известный поставщик программного обеспечения POS и интегрированных IT-решений для ресторанной и розничной торговли, обновила свою экосистему Brink. В нее добавлено мобильное приложение Ready для заказа обеда и его оплаты. Правда, требуется, чтобы заведение, пусть даже работающее и по франшизе, было подключено к Brink POS.
Ready предоставляет клиентам доступ к их счетам и меню ресторана через мобильный девайс. Можно не только сделать заказ и оплатить его в считанные секунды. Приложение даже позволяет разделить счет на несколько человек.
Порядок взаимодействия гостей с ресторанами продолжает меняться. Это необходимо учитывать не только работающим по франшизе заведениям, но и сервисам доставки блюд. Иначе, возрастает вероятность оказаться в положении догоняющих. Ведь, отдавая предпочтение заказу блюд из дома, клиенты с радостью будут использовать мобильные приложения для оплаты.
Российскому рынку доставки еды есть, где развиваться в 2020-м году
Отечественный рынок доставки готовой ресторанной еды и продуктов продолжит расти и в 2020-м. В этом уверены эксперты. По словам В.Бочарова, одного из основателей сервиса «Самокат»:
- только в январе доход «Самоката» от услуг в этом сегменте возрос на 30%;
- для компании, ранее осуществлявшей экспресс-доставку товаров ежедневного спроса из dark store, новое направление работы оказалось неожиданно удачным, растет стремительно, пользуется популярностью у клиентов.
Более того, сервисы по доставке еды вскоре начнут активную экспансию в регионы. Ведь в столицах им вскоре станет «тесно». А в провинции масштабирование возможно за счет франшизы. Правда, региональным франчайзи потребуется самостоятельно налаживать сотрудничество с ритейлерами. Хотя бы на первых порах. Ну не становится же им самим он-лайн ритейлерами.
Для сомневающихся. Еще несколько лет назад кто-либо мог предположить, что каршеринговый сервис по франшизе будет открыт в Иркутске? Ведь это далеко не первый по размерам город в Сибири. Ему еще далеко до миллионника. А в Новосибирске по каршериноговой франшизе уже давно работает 3 сервиса.
Если для модели работы сервиса доставки из dark store требуются достаточно внушительные капиталовложения (свой распределительный центр, проработанные маршруты и т.д.), то оперативный «подвоз» заказанной еды – организовать значительно проще. Что по силам и предпринимателям, открывающим такой сервис по франшизе.
О перспективе запуска франшизы по доставке в регионах
X5 Retail Group, к примеру, уже давно внедряет не только онлайн-продажу, но и завозит приобретенные через интернет продукты. Покупателям доставляется и готовая еда, и продукты питания.
Ретейлер собирает заказ в торговом зале, гарантируя, что в течение часа продукты будут доставлены. Эту модель используют и Golama, и Instamart, и iGooods. Запустить ее может любой крупный ритейлер, но со временем потребуется организация собственной курьерской службы.
Однако, по мере развития франчайзингового рынка, появления в регионах ответственных аутсорсинговых компаний, ретейлеры будут их привлекать. Только своими силами развиваться не получится. Та же «Азбука Вкуса» уже использует смешанную схему:
- свою курьерскую службу;
- аутсорсинговую, в которой к работе привлекаются открываемые по франшизе сервисы доставки.
Начало собственного бизнеса по франшизе доставки ресторанной еды и пиццы – потребует даже меньше инвестиций, нежели сотрудничество с ритейлерами. Там может потребоваться специальный транспорт с рефрижераторной установкой для транспортировки той же заморозки.
А ведь на рынке общепита имеется еще один сегмент – доставка готовой еды для сотрудников тех же супермаркетов. Либо обедов в офисы крупных компаний. Пока еще этим рынком никто из отечественных компаний не заинтересовался серьезно. Поэтому и конкуренции при создании сервиса по франшизе не будет.
Российские компании, которые серьезно работают в этом направлении, сейчас больше интересует международная экспансия. Онлайн-сервис заказа готовых блюд в офисы ( в том числе и для проведения корпоративных мероприятий) Catery стал на днях совладельцем испанской компании корпоративного питания Catevering. При этом, среди инвесторов российского сервиса, вышедшего на европейский рынок - «Газпром-медиа».
А с другой стороны, региональный рынок доставки еды оставлен для франшизы. Осталось лишь использовать имеющиеся возможности. И не упустить время.
Ведь в той же новогодней рекламе Delivery Club, когда в течение часа дедушка получает от внучки в подарок смартфон и у дверей появляется курьер с праздничным ужином, сервис позиционирует себя как способ быстрой доставки заказанных блюд в регионы. Дедушка живет в загородном доме, а не в квартире.