Вы наверняка слышали о пользе аналитики для бизнеса. Скорее всегда, на слуху даже есть какие-то простые инструменты. Но далеко не каждый предприниматель знает, с чего начинать и как правильно проводить анализ эффективности своего бизнеса.
Директор по развитию сервиса управленческого учета Финансист Глеб Литвин расскажет почему аналитика нужна каждому предпринимателю.
Любая аналитика начинается со сбора данных. От того, насколько полноценно ведется управленческий и бухгалтерский учет, зависит полнота и прозрачность результатов. Большая проблема многих предпринимателей в учете - отсутствие системности: нередко учет ведется точечно, время от времени. Поэтому прежде чем приступать к аналитике, необходимо наладить механизмы сбора данных для анализа - и только потом, когда финансовая модель будет четкой и ясной , можно приступать к первой аналитике. Первый, самый простой (но это этого не менее эффективный) инструмент аналитики в руках предпринимателя - темповый анализ роста.
1. Темповый анализ роста - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ. Трендовый анализ покажет:
✅ как изменились выручка, прибыль и затраты по сравнению с прошлым месяцем или годом;
✅ какие статьи или показатели выросли/упали за этот период;
✅ выросла ли чистая прибыль и как изменилась себестоимость.
✅ как влияют внешние факторы на ваш бизнес (например, сезонность и активность конкурентов) ;
✅ растет ли чистая прибыль так же быстро, как себестоимость.
2. План-факт анализ. Из названия понятно - мы будем сравнить плановые и фактические результаты нашей деятельности. Основная ошибка большинства компаний – создать систему бюджетирования, но не проводить при этом план-факт анализ. Целесообразно проводить анализ отклонений на ежемесячной основе, а в некоторых случаях – и на ежедневной или еженедельной основе. Главная задача анализа - выявить отклонения и причины их возникновения. План-факт анализ позволяет ответить на такие вопросы:
✅ почему компания не выполнила / перевыполнила план?
✅ какие отделы поработали хорошо, а какие хуже запланированных показателей и почему?
✅ какой план нужно составлять на следующий период - ниже или выше текущего? И почему?
3. Сбор ключевых метрик эффективности KPI. Чем особенно полезен управленческий учет, так это возможностью вводить дополнительные критерии, подходящие именно вашему бизнесу - такие критерии еще называют KPI. Они могут быть самыми разнообразными, но всегда нужно помнить, что результатом любой аналитики всегда будут цифры, то есть эти показатели обязательно должны быть измеримы. Что это вам даст?
Во-первых, фокусируясь на конкретной метрике, вы фокусируетесь на конкретной проблеме вашего бизнеса, которую необходимо решить для последующего роста. Во-вторых, каждая из этих метрик даёт вам ясно понять, как у вас дела и вы сразу решаете, куда стоит приложить усилия и время. Например, отделу продаж следует учитывать такие показатели, как долю прибыли в выручке, величину среднего чека, конверсию из заявки в оплату, показатели конверсии между этапами и прочие, а маркетологам - в числе прочих, за показателями САС (стоимость привлечения клиента) и LTV (пожизненная ценность клиента). Важно помнить, что среди множества показателей следует выбирать те, которые больше подходят вашему бизнесу. Например - точка безубыточности, доля прибыли на одного сотрудника, показатели воронки продаж и юнит-экономики, это программа минимум, в которой необходимо разобраться, чтобы упростить себе жизнь в дальнейшем.
Самый простой шаг, который позволит сделать ваш бизнес более прозрачным и предсказуемым, - регулярно проводить аналитику. Постоянно следить за отклонениями помогут простые инструменты, которые наглядно (в цифрах) расскажут, где ваша компания могла заработать больше и насколько эффективны бизнес процессы в целом.