Регионы бойкотируют поручение президента Владимира Путина убрать с дорог камеры-треноги, которые зачастую установлены с грубейшими нарушениями и не имеют к безопасности дорожного движения ровным счетом никакого отношения. Коммерсанты, долгие годы зарабатывающие сотни миллионов на штрафах, чаще всего, по свидетельству экспертов, действуют в связке с местными властями. Убрать камеры – значит, потерять бизнес. Сейчас это происходит в виде исключения – например, челябинский губернатор Алексей Текслер начал наводить порядок на дорогах. Но пока – он такой один.
На царящую с комплексами фото- и видеофиксации вакханалию ещё летом прошлого года в рамках Госсовета обратил внимание глава государства Владимир Путин. Тогда он прямым текстом заявил: дорожные службы не должны прятать камеры видеофиксации на опасных участках дорог, подводя водителей под штрафы.
«Не нужно эти камеры на опасных участках специально скрывать и прятать. В этом случае происходит прямая подмена смысла всех этих мероприятий. Вместо того чтобы дисциплинировать водителей, их просто подводят под штраф, а это не самоцель, это средство достижения нужного нам результата», — заключил президент.
После заявления Путина представители силовых органов и общественности заговорили о начале «дорожной революции» — дескать, камеры-треноги, на которых зарабатывают свои миллионы коммерсанты, оперативно снесут на радость автолюбителям, уставшим платить штрафы непонятно за что.
Но не тут-то было: регионы фактически объявили бойкот поручению главы государства. Ничего личного, только бизнес.
Отбивается за несколько дней
Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин рассказал, что после резонансного заявления Путина в ходе Госсовета фактически ничего не поменялось: «Камеры никто не убирает, появляются новые. Всё как работало, так и работает. То есть на эти нужды деньги находятся, а на то, чтобы оборудовать надлежащим образом пешеходные переходы – в регионах денег не оказывается. Ответ, как вы понимаете, понятен – на безопасных переходах нельзя заработать».
По данным Шапарина, камеры, которые зачастую устанавливаются в местах-ловушках (там, где не нарушить ПДД практически невозможно) ориентированы исключительно на зарабатывание денег. По некоторым данным, одна «удачно» установленная камера в месяц способна заработать десятки миллионов рублей.
Источник в одной из компании, работающей на данном рынке, рассказал Zamesу, что «без связей с местными властями работать не получится». «Во многих случаях это во всех смыслах государственно-частное партнерство. Ни один чиновник не захочет «левым» людям отдавать такой прибыльный бизнес, тем более камера «отбивается» буквально за несколько дней», — рассказал собеседник.
Сотрудник одного из региональных управлений ГИБДД, знакомый с ситуацией, сообщил, что инфраструктура видео- и фотофиксации нарушений правил дорожного движения стоит сотни миллионов рублей для каждого региона: «Но надо понимать, что эти деньги действительно легко окупаются суммами штрафов – речь идет о миллиардах рублей. На сегодняшний день эти средства подчас становятся источником «кормления» местных элит, многие из которых тесно связаны с дорожным бизнесом». При этом собеседник признал, что зачастую эти организации практически никто не контролирует, а обращаться в суд для обжалования штрафов сегодня мало кто решается.
Это рэкет
Однако пока у государства не получается вытеснить частников с этого рынка. Жадные коммерсанты фактически оккупировали регионы.
По мнению руководителя Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов, если ничего не менять, то совсем скоро система рискует превратиться в рэкет. По его мнению, право штрафовать граждан должно быть только у государства. Во всяком случае, говорит Кабанов, граждане понимают – полученные в виде штрафов деньги могут быть направлены на какие-то полезные дела – например, на строительство и ремонт дорог.
«Но пока получается, что автовладельцев нагло обирают коммерсанты, а на собранные деньги строят себе дворцы за рубежом», — пояснил Кабанов. По его мнению, если в регионах бойкотируют требования главы государства, то необходимо подключать правоохранительные органы.
Огромную часть прибыли от оформленных штрафов коммерсанты, как правило, забирают себе — в отдельных случаях частникам достается до 90% полученных средств. При этом мало кто сомневается, что в этой истории, похоже, прослеживается очевидная коррупционная связь – вполне возможно, что отдельные чиновники получают «откаты» от этого сверхприбыльного бизнеса. Потому у столь привлекательного бизнеса наверняка существуют мощные лоббисты на федеральном уровне.
Один Текслер
Однако исключения из правил все же случаются. Например, в Челябинской области. Глава региона Алексей Текслер первым в стране решил убрать с дорог передвижные комплексы фиксации нарушений Правил дорожного движения. Текслер принял решение отказаться в 2020 году от услуг частных компаний, устанавливающих камеры-треноги. Вместо этого деньги потратят на установку современных стационарных постов. По словам губернатора, у жителей области «накопилось большое количество претензий и вопросов, в том числе на неправомерное, ошибочное выставление штрафных квитанций».
«Средства (это порядка 110 миллионов рублей) направим на стационарные посты, они будут размещены в тех местах, которые, по мнению ГИБДД, являются проблемными, где происходит наибольшее количество аварий. Таких точек на наших региональных дорогах областной ГИБДД определено чуть более двадцати… Там должны появиться стационарные камеры», — заявил Текслер.
Как ожидается, новые комплексы будут фиксировать скорость движения автомобиля на протяжении определенного участка дороги, об их появлении водителей будут предупреждать соответствующие дорожные знаки. При этом подрядчика на исполнение работ выберут по конкурсу.
Такая прозрачность сегодня представляется уже чем-то удивительным. Если Текслер с первого раза услышал президента, то почему остальные обладают плохим слухом?
Возможно, перемены грядут после кадровых изменений в МВД: именно там курируют этот больной вопрос.