Британская компания Williams Advanced Engineering (WAE) разработает модульные литий-ионные аккумуляторы для крупнейшего в мире карьерного самосвала на водородных топливных элементах. Работа будет выполняться по заказу горнодобывающей компании Anglo American в рамках программы по снижению выбросов парниковых газов. Первые испытания грузовика должны состояться в конце текущего года.
Совместный проект WAE и Anglo American имеет несколько уникальных черт. Во-первых, это первый в мире гигантский карьерный самосвал, в котором стандартный силовой агрегат (связка дизельного мотора и электрогенератора) будет заменен водородными топливными элементами. А, во-вторых, часть энергии будет запасаться в батарее литий-ионных аккумуляторов рекордной мощностью 1000 кВт*ч. Аккумуляторы будут работать в системе рекуперативного торможения, запасая электроэнергию, вырабатываемую электромоторами при движении самосвала вниз по склонам. Таким образом, кинетическая энергия грузовика массой в несколько сотен тонн перестанет бесполезно рассеиваться в виде тепла, а будет использоваться для выполнения работы.
Согласно планам, WAE разработает масштабируемые литий-ионные аккумуляторы модульного типа, которые впоследствии можно будет использовать на транспортных средствах различных типов. Аккумуляторы будут приспособлены к жестким условиям эксплуатации и смогут выдавать большую пиковую мощность. Первый опытный образец электрического самосвала должен приступить к работе уже в конце 2020 года, он будет эксплуатироваться на одном из платиновых рудников Anglo American в ЮАР. Базой машины станет серийный самосвал, в котором на место дизельного силового агрегата встанет модуль водородных топливных элементов и аккумулятор.
В будущем Anglo American планирует использовать аналогичные системы в автомобилях, автобусах и спецтехнике, эксплуатируемой на своих рудниках. Ожидается, что это уже к 2030 году позволит не менее чем на 30% сократить выбросы парниковых газов и снизить негативное влияние на природу.