Найти в Дзене
Боги войны

Месть за генерала Доватора

(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОМАНА ГРИБАНОВА "БОГИ ВОЙНЫ") Столяр Челябинского железнодорожного депо Алексей Самосюк родом из белорусского города Барановичи. В 1939 году он был призван в армию, стал кавалеристом. Но горячий конь и острая шашка не помогли хлопцу, когда через границу хлынула моторизованная армада немцев. Пришлось отступать. После тяжёлых и неудачных оборонительных боёв Самосюку повезло, он, как опытный конник и умелый рубака, был отобран в отдельную кавалерийскую группу под командованием генерала Доватора. Этот «человек-атака» отступать просто не умел. В августе 41-го кавалеристы Доватора совершили беспримерный сабельный рейд по растянутым тылам противника, сражаясь под Смоленском в полном окружении. Увы, почти все они погибли под ударами авиации противника. А контуженный близким разрывом бомбы Алексей Самосюк попал в плен, причём был доставлен в родной город, чему поначалу даже обрадовался. Ненадолго: под Барановичами немцы оборудовали настоящий концлагерь смерти, где было за не
Белорусские партизаны
Белорусские партизаны

(ОТРЫВОК ИЗ КНИГИ РОМАНА ГРИБАНОВА "БОГИ ВОЙНЫ")

Столяр Челябинского железнодорожного депо Алексей Самосюк родом из белорусского города Барановичи. В 1939 году он был призван в армию, стал кавалеристом. Но горячий конь и острая шашка не помогли хлопцу, когда через границу хлынула моторизованная армада немцев. Пришлось отступать. После тяжёлых и неудачных оборонительных боёв Самосюку повезло, он, как опытный конник и умелый рубака, был отобран в отдельную кавалерийскую группу под командованием генерала Доватора. Этот «человек-атака» отступать просто не умел. В августе 41-го кавалеристы Доватора совершили беспримерный сабельный рейд по растянутым тылам противника, сражаясь под Смоленском в полном окружении. Увы, почти все они погибли под ударами авиации противника.

А контуженный близким разрывом бомбы Алексей Самосюк попал в плен, причём был доставлен в родной город, чему поначалу даже обрадовался. Ненадолго: под Барановичами немцы оборудовали настоящий концлагерь смерти, где было за несколько месяцев расстреляно и замучено более 50 тысяч советских военнопленных и 30 тысяч согнанных в гетто евреев. Каждый день бравый кавалерист ждал, что сейчас его поведут на расстрел. Но часть пленных «пощадили» и отправили в рабство на территорию Германии, среди них был и Самосюк, доставшийся в качестве бесплатного работника немецкому бюргеру.

Алексей Самосюк
Алексей Самосюк

К счастью, рождённый в Белоруссии Алексей знал в совершенстве немецкий и польский языки. Он подслушал, что хозяин на ночь уезжает, и, воспользовавшись его отлучкой, совершил побег. Представляясь вооружённым патрулям поляком, который возвращается к себе домой после сезонных работ. На самом деле дорога Алексея Ивановича лежала в родную Белоруссию, где уже вовсю развернулось партизанское движение

Самосюск до Барановичей добрался, партизаны приняли отважного беглеца. Кавалерист? Саблей владеешь? Злость на немцев имеешь? Значит, и с ножом справишься, и с врагами. Алексей стал партизанским разведчиком, именно ему в отряде поручили бесшумно ликвидировать немецких часовых, прежде чем товарищи устроят налёт на деревню с фашистским гарнизоном. Это была и проверка беглецу, пробравшемуся домой через Германию и Польшу (а вдруг стал предателем?), и доверие к крутости и силе духа (убить вооружённого человека ножом очень-очень сложно). Самосюк крови не испугался, ему требовалось отомстить и за погибшего командира конников Доватора, и за замученных в концлагере друзей, и за собственное унижение в рабстве.

-3

А потом грянул «Концерт»! Так называлась крупная диверсионная операция в Белоруссии, когда за одну только ночь 19 сентября 1943 года партизаны подорвали порядка 20 тысяч рельсов. Железнодорожные перевозки немцев к фронту были парализованы, мчащиеся на помощь своим фашистские резервы остановлены в глубоком тылу. Группа Алексея Самосюка получила в «Концерте» наиболее сложную задачу – уничтожение железнодорожных мостов. Они хорошо охранялись, но бывший кавалерист и узник концлагеря не знал пощады. Часовые тихо исчезали (удар холодным оружием у Алексея был поставлен ещё в кавалерии), их места занимали партизанские сапёры, спокойно минируя мост. Взрыв! Всё, поезда здесь не будут ходить минимум неделю, подмоги на фронте фрицы не дождутся. А Самосюк с друзьями, вместо того чтобы скрыться в лесу, устраивали возле разрушенных мостов засады, уничтожая ещё и беспечных немцев из приехавших ремонтных бригад.

-4

Мирный труд залечил душевные раны этого человека. Попавший после войны в Челябинск (влюбился в южноуральскую медсестру и уехал в её родной город), Алексей Самосюк прожил долгую и счастливую жизнь. Только вот ветеран никогда не ходил на встречи со школьниками, боялся напугать ребят рассказом о том, что ему пришлось делать на фронте за линией фронта.

-5

Книга «Боги войны из Челябинской области. Они спасли мир», издана в рамках проекта Урало-Сибирского Дома Знаний «Южный Урал. Опорный край Победы», реализуемого с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.