В недавней публикации я делилась своими секретиками подготовки к 26-му заданию, проверяющему умение одиннадцатиклассников различать средства выразительности.
На первом этапе прошу учеников обращать внимание на подсказки, содержащиеся в самой формулировке задания. Что мы ищем: ТРОП, ПРИЁМ, СИНТАКСИЧЕСКОЕ средство, ЛЕКСИЧЕСКОЕ средство или ФОРМУ РЕЧИ?
Сегодня поговорим о ТРОПАХ - средствах выразительности, основанных на использовании переносного значения слова. Чаще всего в 26 задании встречаются следующие виды тропов:
- эпитет
- сравнение
- метафора
- олицетворение (разновидность метафоры)
- гипербола
- литота
- ирония
Разберёмся, что означает каждое из этих понятий.
С ЭПИТЕТАМИ (образными определениями) обычно проблем не возникает. Если в качестве примера вам дано прилагательное или причастие, ещё и выделенное курсивом, перед вами точно эпитет. В задании это будет выглядеть примерно так:
Чтобы описать красоту окружающей природы, автор использует троп ______________ (голубоглазые незабудки, огненные цветы шиповника).
Со СРАВНЕНИЯМИ немножко посложнее. Дело в том, что школьники прекрасно видят сравнительные обороты, начинающиеся с союзов как, будто, как будто, словно, точно ( "И заплывали в бухту медузы,
СЛОВНО звёзды, упавшие за ночь" А.Ахматова), но не подозревают, что сравнения могут быть выражены и другими способами, например:
- с помощью творительного падежа существительного (тропинка извивалась ЗМЕЙКОЙ, пыль стоит СТОЛБОМ, "А тайная боль разлуки
застонала белой ЧАЙКОЙ" А. Ахматова); - с помощью сравнительной степени прилагательного или наречия ( "Эти глаза ЗЕЛЕНЕЕ моря и кипарисов наших ТЕМНЕЕ" А.Ахматова);
- с помощью слов "подобный", "похожий" (заснеженные деревья ПОХОЖИ на цветущие вишни; глазки щенка ПОХОЖИ на чёрные блестящие бусинки).
МЕТАФОРУ часто называют скрытым сравнением. Что значит "скрытое"? И чем оно отличается от обычного "раскрытого"? Обычное сравнение, как видно из примеров, всегда двучленно: первый член - ЧТО сравнивается, второй - с ЧЕМ сравнивается (медузы в стихотворении А.Ахматовой сравниваются со звёздами, глаза с морем и т.д.) В метафоре отсутствует то, ЧТО сравнивается, а присутствует только то, с ЧЕМ сравнивается: Щенок смотрел на меня своими чёрными бусинками (отсутствует слово ГЛАЗА, присутствует слово БУСИНКИ). Или пример из стихотворения А.Вознесенского "Сага": "Не мигают, слезятся от ветра безнадежные карие вишни".
С ОЛИЦЕТВОРЕНИЕМ справиться легко. Если видим, что неживое наделено свойствами живого, значит, мы нашли олицетворение - разновидность метафоры: "Уж небо осенью дышало...", "горы разговаривают между собой", "лес уснул" и т.д
ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА - два противоположных по смыслу тропа: гипербола - это намеренное преувеличение, литота, наоборот, преуменьшение. Примеры художественного преувеличения мы можем встретить как в литературе (" В сто сорок солнц закат пылал…" В.Маяковский), так и в повседневной разговорной речи ("Сто лет тебя не видела", "двадцать раз тебе всё объяснила"). Классический пример литоты видим в стихотворении Н.Некрасова:
"И, шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведёт под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах… а сам с ноготок!"
Когда речь заходит об ИРОНИИ, ученики часто спрашивают: "Почему ирония - это троп? При чём здесь переносное значение? Ирония - это когда над кем-то смеются". "Ирония, милые дети, - говорю я им, - это использование слова в противоположном значении (говорим одно - подразумеваем совсем другое), значит, это стопроцентный троп". Он очень популярен, например, в баснях:
«Отколе, умная, бредешь ты, голова?»
Лисица, встретяся с Ослом, его спросила.
А теперь для желающих попрактиковаться - отрывочек из текста С.Мизерова о Кольке Велине, который поехал в Оренбург поступать в лётное училище :
(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса. (18)Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело холодными кольцами и впился своей зубастой пастью в самую грудь. (19)Колька спустился с верхней полки вниз, посмотрел в окно, и ему стало ещё страшнее. (20)Деревья, выступавшие из полумглы, тянули к стёклам кривые руки, узкие просёлки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам, и с неба, заполненного до краёв клочьями ободранных туч, фиолетово-чёрной краской стекал на землю сумрак...
Отрывок насыщен средствами выразительности (возможно, даже перенасыщен). В каком предложении какие тропы вам удалось обнаружить?
На сегодня всё. В следующий раз поговорим о приёмах. Об остальных средствах выразительности можно прочитать в статье: "Просто о сложном (разбираем 26-е задание ЕГЭ)"
С сочинением в формате ЕГЭ по тексту о Кольке Велине можно ознакомиться здесь.
Если вы готовите(сь) к ЕГЭ по русскому языку, возможно, вам будут интересны следующие статьи:
Можно ли использовать литературный аргумент в сочинении ЕГЭ по русскому языку?
Откуда ноги растут у формулировки "автор ставит проблему" и является ли она единственно верной?
Речевые ошибки в сочинении ЕГЭ по русскому языку: спорные моменты.
Задание ЕГЭ на безударные гласные: в чём его сложность?