Найти тему
Birmaflot

Синтетический кубизм Пикассо. Вы видите гитару — а это женщина

Гитара (Я люблю Еву), Пабло Пикассо, 1912
Гитара (Я люблю Еву), Пабло Пикассо, 1912

Привет, ребята. Решила написать о синтетическом кубизме Пикассо отдельный материал, хотя о стиле рассказывать не так много, если вы поняли все об аналитическом. Синтетический кубизм представляет из себя коллаж объекта из мира реального и вымышленного. Его еще называют "коллажным".

В какой-то момент Пикассо и Жорж Брак начинают все большее внимание уделять фактуре. В течение года они склеивают натюрморты из разных материалов, добиваясь итоговой гармоничности. Их произведения (не только картины) приобретают налет декоративности и красочности.

Затем Пабло начинает вплетать в фактуру реального мира графические формы — ноты, надписи, буквы. В итоге, художник перестает "собирать" картины из подручного материала, а рисует их, соединяя разные пласты реальности.

Целью такого смешения являлось желание стереть границы в объекте искусства для его максимальной выразительности. Более того, портреты людей у Пикассо становятся метафорой эмоций, которые чувствует Пабло. Например, есть тут одна любовная историйка.

В момент перехода Пикассо от аналитического кубизма к синтетическому у Пабло завязываются новые романтические отношения с Марсель Умбер. Ее художник звал Евой, подчеркивая то, что она его первая женщина, угу. В то время Пабло уже вполне успешен, обеспечен и щедр. Времена нищенской жизни в бараках остались в прошлом. Избавившись от бывших пассий и не желая пересудов знакомых, влюбленные едут в Европу.

Дева была хрупкого здоровья, болела туберкулезом и умерла в 1915. Важна она для творчества Пикассо вот чем. Он не оставил ни одного ее портрета, но представил ее в своих картинах как символ изящества, хрупкости, чуткости и музыкальности — часто как скрипку и гитару.

Марсель Умбер (Ева) / Женщина в сорочке, лежащая в кресле, Пабло Пикассо, 1913
Марсель Умбер (Ева) / Женщина в сорочке, лежащая в кресле, Пабло Пикассо, 1913

Синтетический кубизм (1912/3-1914)

Характеристики:

— Поверхность картины — самостоятельный художественный арт-объект, важный сам по себе. Полотно может состоять из кусочков газет, нот, обоев и так далее.

— Картина существует в плоскости, глубины и третьего измерения нет.

— Попытка выразить чистые эмоции от объекта, абстракция. По словам Пикассо, "Я рисую предмет так, как представляю его, а не так как вижу". Художник не копирует реальность, а говорит со зрителем на языке формы, цвета, текстуры, своей техники о переживаемых чувствах.

Для Пикассо было принципиально важным чувствовать не просто эмоциональный отклик публики на чистую абстракцию, но понимание публикой чувств автора, вложенных в картину. Этого не происходило (интересно, почему, мгм). Я, глядя на затейливо уложенные картонки, вижу... затейливо уложенные картонки. Замечая такую же непроходимую черствость части своей аудитории 😬, Пикассо быстро разочаровывается в направлении.

Периоды творчества Пабло Пикассо:
Голубой 1901-1904
Розовый 1901-1904
Африканский 1907-1908
Аналитический кубизм 1909-1912
Синтетический кубизм 1912/3-1914
Неоклассицизм 1918-1925
Сюрреализм 1925-1932
Военный 1937-1961