Найти тему
Поживем - увидим

Гибель "Золотой рыбки". Как утонула лучшая советская подлодка

Оглавление
Утонувшая подлодка К-278
Утонувшая подлодка К-278

Проект «Плавник»

Подводная лодка «Комсомолец» была уникальной, единственной представительницей проекта «685» «Плавник».

За использование сверхдорогого титана, а также за длительность проектирования и постройки лодку на флоте прозвали «золо­той рыбкой».

Но К-278 действительно была уникальным кораблём. Она могла действовать на глуби­нах, где не обнаруживалась никакими сред­ствами наблюдения противника и была не­досягаема для любого оружия с обычным взрывчатым веществом.

Технические характеристики К-278
Технические характеристики К-278

Возгорание

7 апреля 1989 года в 11:03, в тот момент, когда «Ком­сомолец» шёл на глубине 380 метров со скоростью в 8 узлов, в 7-м отсеке лодки по неустановленной при­чине вспыхнул мощный пожар. Основной версией считается возгорание электрооборудования.

Пожар стремительно охватил весь 7-й отсек и унёс жизнь вахтенного матроса Нодари Бухникашвили. Ког­да сигнал о пожаре поступил на центральный пульт, была предпринята попытка использовать лодочную объёмную химическую систему пожаротушения (ЛОХ), однако это не дало результата.

К-278 в разрезе
К-278 в разрезе

Температура в 7-м отсеке достигала 1000 градусов, огонь проник и в 6-й отсек, где погиб мичман Влади­мир Колотилин.

К этому моменту на лодке была объявлена аварий­ная тревога, «Комсомолец» начал всплытие. На глуби­не 150 метров из-за вызванных пожаром поврежде­ний она потеряла ход, и дальнейшее всплытие проис­ходило за счёт продувки цистерн главного балласта. В 11:16, спустя 13 минут после начала пожара, лодка до­стигла поверхности.

Борьба за выживание

Первый сигнал об аварии был подан в 11:37, но из-за нарастающих неполадок в штабе он был принят лишь в 12:19. К месту аварии был отправлен самолёт Ил-38 с аварийно-спасательными контейнерами.

Ил-38 не может садиться на воду, поэтому в данной ситуации он мог только наблюдать и наводить на ме­сто аварии идущие на помощь корабли.

К трём часам дня показалось, что всё самое страшное позади. Над районом кружили три со­ветских самолёта, корабли на всех парах мчались к месту аварии, пожар хоть и не был потушен, но был локализован. Помощь должна была прибыть уже скоро.

Большая часть экипажа находилась на верхней палубе без спасательных жилетов. Люди, выбрав­шиеся из задымлённых отсеков, были уверены в непотопляемости «Комсомольца» и не предпола­гали, что им вскоре придётся покидать корабль.

Лодка затонула за несколько минут

В 16:35 экипаж Ил-38 обратил внимание, что К-278 стала оседать на корму. В результате мощного пожара была нарушена герметичность прочного корпуса лодки, и началось затопле­ние «Комсомольца». Оно происходило стремительно.

Подлодка стремительно уходит на глубину
Подлодка стремительно уходит на глубину

В 16:40 командир лодки отдал приказ готовиться к эвакуации экипажа, приготовить всплывающую спа­сательную камеру (ВСК), покинуть отсеки. Личный со­став начал отдавать спасательные плоты, однако уда­лось спустить на воду лишь один из них.

Через семь минут боевая рубка наполовину оказа­лась погружена в воду. В 17:00 экипаж без индивиду­альных спасательных средств стал эвакуироваться на спасательный плот. С Ил-38 был сброшен спасательный контейнер, однако он сработал нештатно, и восполь­зоваться им моряки не смогли.

В 17:08 К-278 «Комсомолец» стремительно ушел на глубину. В ледяной воде Норвежского моря оказался 61 человек. Люди, не имевшие даже спасательных жи­летов, отравленные угарным газом во время пожара, обожжённые, держались из последних сил.

Капитан 3-го ранга Анатолий Испенков остался вну­три прочного корпуса лодки. Командир электротехни­ческого дивизиона до последнего обеспечивал рабо­ту дизель-генератора гибнущего «Комсомольца». Вы­браться из тонущей лодки он не успел...

Выживший в бездне

К-278 была оборудована всплывающей спасатель­ной камерой, которая позволяет спастись из глу­бин всему экипажу лодки. В тот момент, когда «Комсомолец» уходил на дно, в ВСК оказались пяте­ро: командир лодки Евгений Ванин, капитан 3-го ранга Юдин, мичманы Слюсаренко, Черников и Краснобаев.

Капитан Ванин бросился внутрь лодки, услышав в ней голоса людей. Те, кто остался на поверхности, едва успели задраить за ним люк — только это оставляло шансы оставшимся внутри спа­стись при помощи спасательной камеры. Юдин, Слюсаренко, Черников и Красноба­ев, поднимавшиеся по трапу в момент за­топления, были буквально сброшены вниз из-за того, что тонущая лодка встала едва ли не вертикально. Мичмана Слюсаренко вта­щили в камеру последним. Юдин и Черни­ков отчаянно пытались закрыть нижнюю крышку камеры, весившую более 250 кг. Им удалось это сделать с невероятным трудом.

Камера, затянутая дымом, вместе с лод­кой уходила на дно, которое в этом месте было на глубине более полутора киломе­тров. Подводники пытались отсоединить камеру от лодки.

Капитан 3-го ранга Юдин вдруг крикнул: «Всем включиться в дыхательные аппара­ты!» Это успели сделать только Слюсаренко и Черников — остальные, включая самого Юдина, погибли.

Подводники погибли из-за угарного газа, чьё дей­ствие многократно усиливается вместе с возрастани­ем давления.

Камера отделилась от лодки практически на дне, ког­да под давлением толщи воды был повреждён корпус «Комсомольца».

Спасательную капсулу выбро­сило на поверхность, как проб­ку из-под шампанского. Верхнюю крышку люка, закреплённую на одной защёлке, сорвало, а вместе с ней выбросило Черникова и Слю­саренко. Но первый погиб, ударив­шись головой, и только Слюсарен­ко уцелел, оказавшись в воде. Спасательную камеру захлестнули вол­ны, и через несколько секунд она окончательно ушла на дно.

Мичмана Слюсаренко спустя не­которое время подобрали спасате­ли. Виктор Фёдорович Слюсарен­ко — единственный человек в ми­ре, спасшийся из подводной лодки, затонувшей на полуторакиломе­тровой глубине.

Последнее пристанище

С момента затопления «Комсо­мольца» и до прихода к месту катастрофы плавбазы «Алек­сей Хлобыстов» прошло около 70 минут. Эти минуты оказались роковыми для большин­ства членов экипажа. 16 человек утонули, ещё 16 умер­ли от переохлаждения, и их тела были подняты на борт вместе с оставшимися в живых 30 моряками.

Ещё трое скончались уже на борту плавбазы, хотя на первый взгляд их состояние не вызывало опасений. Медики потом пояснили — пребывание в холодной воде уже запустило в их организмах необратимые из­менения и спасти их было невозможно.

Выжившие члены экипажа
Выжившие члены экипажа

В итоге из 69 членов экипажа 42 человека погибли, 27 выжили. 12 мая 1989 года Пре­зидиум Верховного Совета СССР издал указ о награждении всех членов экипажа «Комсомоль­ца» — живых и мёртвых — ор­деном Красного Знамени.

Источник: Война и Отечество, №11, 2018 г.

НЕ забываем подписываться на канал!