В пятницу, 21 февраля в Париже состоится пленарное заседание Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (FATF), в рамках которого будет принято решение о включении Латвии в «серый список» Moneyval. Несмотря на звучащие среди представителей нашей страны мнения о том, что Латвия не заслуживает того, чтобы попасть в этот список, многие с опасением ждут окончательного решения.
Многие с опасением ждут решения FTAF о том, включать или не включать Латвию в так называемый «серый список». На данный момент в «сером списке» находятся такие страны, как, например, Сирия, Пакистан, Йемен и Зимбабве — государства, с которыми мы не привыкли себя ассоциировать и не хотели бы этого делать и в будущем, подчеркивает главный экономист Swedbank Лива Зоргенфрейя. Ближайшая к нам страна из внесенных в этот список — Исландия, и, возможно, именно этот пример может заставить поволноваться даже тех, кто раньше несерьезно расценивал возможность включения Латвии в «серый список».
Суть «серого списка» FATF заключается в том, чтобы предупредить о повышенном риске, связанном с нелегальным происхождением финансовых средств, призвать к повышенной осторожности и дополнительной проверки платежей. Цель этой процедуры заключается не в том, чтобы исключить страну из экономического оборота, это не эмбарго, объясняет экономист Luminor Петерис Страутиньш. Поэтому предприятия, которые экспортируют товары и услуги, не должны испытать больших сложностей. Возможно, этим предприятиям придется потратить дополнительное время и приложить больше усилий для того, чтобы предоставить запрашиваемую информацию своим деловым партнерам. Дополнительная нагрузка ляжет и на банки. Их деловые партнеры уже сейчас ведут себя очень осторожно, принимая во внимания тот риск, что Латвия может попасть в «серый список». С рациональной точки зрения, это событие не должно повлиять на заинтересованность инвесторов в том, чтобы вкладывать средства в латвийскую промышленность, на экспорт бизнес-услуг и другие нефинансовые отрасли, но никто с абсолютной уверенностью не может предугадать, повлияет ли на инвесторов включение Латвии в этот список в психологическом плане — и если да, то в какой мере.
Латвия не заслужила, чтобы ее включили в «серый список» Moneyval. Об этом 17 января в интервью Латвийскому радио заявила председатель Комиссии рынка финансов и капитала Санта Пургайле. Она подчеркнула, что прогресс нашей страны очевиден, и на этой неделе будет дана оценка эффективности предпринятых мер. Несмотря на большую проделанную работу, Латвии предстоит сделать еще многое, «мы находимся в начале пути». Необходимо продолжать реформу надзора, правоохранительным органам нужно совершенствовать свою деятельность, суды должны стать более эффективными, подчеркнула Пургайле.
Как сообщалось ранее, Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег (Moneyval) улучшил оценку Латвии по выполнению 11 рекомендаций. Moneyval указывает, что выполнено семь из 40 рекомендаций рабочей группы по управлению финансами, а частично выполнено 33. Пока что неизвестно, хватит ли этой оценки для того, чтобы убедить экспертов в том, что Латвия достигла успехов и избежать включения в «серый список».
Чем грозит попадание в «серый список»
Попадание в «серый список», скорее всего, будет означать, что со стороны деловых партнеров не из еврозоны значительно усилится внимание к нашему финансовому потоку, считает экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш. К примеру, последуют более детальные проверки, запросы дополнительной информации по сделкам, происхождении денег и тому подобное. Это означает, что международные платежи могут задерживаться и, возможно, станут дороже, потому что дополнительные проверки требует больших вложений. На экономику других стран, которые попали в «серый список» FATF, например, Исландии и Сербии, этот факт не оказал заметного негативного влияния, однако Исландия попала в этот список сравнительно недавно. «Влияние может оказаться и косвенным, его сложно рассчитать, например, привлечение иностранных инвестиций. Важными могут оказаться и психологические факторы. Например, в январе в Латвии резко ухудшилась оценка экономической ситуации в сфере домашнего хозяйства, что частично может быть связано психологическим эффектом, который произвел «серый список»», — считает Аболиньш.
Экономист банка SEB Дайнис Гашпуйтис согласен с этой точкой зрения — по его мнению, возможные сложности с международными платежами могут привести к тому, что зарубежные партнеры предпочтут работать с другими странами.
«Особенно это может обострить региональную конкуренцию, потому что ближайших соседей в «сером списке» нет. Такие перемены будут замедлять и развитие предпринимательской деятельности и удорожат ее. <…> Влияние на экономический рост будет зависеть от того, как быстро мы сумеем среагировать и предпринять действия, которые позволят исключить нас из «серого списка». Опыт показывает, что в критические моменты компетентные институции действуют сравнительно быстро и решительно — это может помочь снизить негативное влияние на экономику. Но, безусловно, лучше избегать таких «шоковых моментов»», — говорит Зоргенфрейя.
Если Латвию включат в «серый список» FATF, этот факт негативно скажется на экономике страны, но все же влияние не будет решающим. Страутиньш считает, что в этом году рост в любом случае продолжит замедляться, причиной тому — неблагоприятная ситуация, сложившаяся в сфере транзита и деревообрабатывающей промышленности, мировой кризис в отдельных отраслях машиностроения, а также влияние эпидемии коронавируса на мировую экономику. Никто с абсолютной уверенностью не может просчитать, как возможный сценарий скажется на росте ВВП, но Страутиньш говорит, что это влияние будет измеряться десятыми долями процента. На данный момент в «сером списке» FATF есть и такие страны, которые показывают очень уверенный рост на общем фоне региона (Гана, Панама), и такие, которые находятся в катастрофической ситуации (Йемен, Сирия), но по другим причинам. Стран, включенных в список, слишком мало, чтобы делать уверенные выводы.
А если не попадем?
«Если Латвии удастся избежать «серого списка», то это точно снизит риск негативного влияния на рост экономики в этом году, и станет положительным сигналом как для иностранных инвесторов, так и для местных предпринимателей», — подчеркивает Аболиньш.
«Если Латвия не попадет в «серый список», то у нас еще какое-то время будет сохраняться режим надзора. Думаю, что в случае любого решения FATF будет необходимо «отшлифовать» регулирование деятельности банков, которое на данный момент носит очень тяжеловесный характер. Клиенты банков испытывают из-за этого большие сложности — даже те, кто практически не создает рисков. Также это влияет на привлечение инвестиций в Латвию», — говорит Страутиньш.
«С одной стороны, мы сможем с облегчением выдохнуть, потому что этот неприятный фактор риска, который уже давно висит над нами, растворится. Хорошие новости и внесение в ситуацию ясности может улучшить настроение — как среди предпринимателей, так и среди потребителей. Это может привлечь большие инвестиции в частный сектор, что поможет более стремительному экономическому росту. С другой стороны, нужно признать, теперь наша репутация подпорчена, и ее восстановление станет для Латвии долгосрочной задачей. К тому же, понятно, что в банковском секторе сохранятся более жесткие требования. Мы надеемся, что соответствие высоким стандартам станет дополнительным плюсиком в глазах международных партнеров, потому что в течение последних двух лет для того, чтобы внести перемены в финансовый сектор, было проделано много работы», — говорит Зоргенфрейя.
В интервью председатель Совета по фискальной дисциплине Инна Штейнбука подчеркнула — она довольна тем, что Moneyval положительно оценил Латвию. Она рассказала и об отрицательном эффекте, который заключается в том, что теперь банковские сотрудники «боятся собственной тени». «Не секрет, что теперь банки по-драконовски оценивают транзакции клиентов — и частных лиц, и предприятий, и негосударственных организаций. У меня есть ряд примеров просто несоразмерных требований. Все-таки надо думать о том, чтобы потенциальные клиенты латвийских банков не уходили в эстонские или другие банки. К сожалению, такая тенденция проявляется, и это означает, что бизнес-среда в Латвии стала менее благоприятной», — заявила Штейнбука.
16 февраля в Париже началась пленарная сессия FATF, в рамках которой будет принято решение о включении Латвии в список государств, где выявлены стратегические нарушения в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, или в так называемый»серый список». Сессия проходит до 21 февраля. На данный момент в «серый список» FATF включено 12 стран, в том числе — и одна европейская — Исландия.