В последние несколько лет появляется довольно много исполнителей, которые так или иначе затрагивают оппозиционную повестку - либо включают ее в треки, либо в какой-то форме участвуют в оппозиционной жизни - например, гуляют и выступают на митингах. Причина, конечно, не в том, что наши дорогие представители шоубиза стали вдруг за пару лет такими сознательными. Ибо исполнитель в первую очередь заботится о собственном имидже и отношении фанатов, ведь он монетизируют собственную популярность, а значит в первую очередь думают о том, как их действия будут восприниматься общественностью.
Рассмотрим пример Оксимирона - патриарха русского репа. Для начала стоит сказать, что если бы не его способности PR, он бы, наверное, не смог "перевернуть игру". Поэтому речь пойдет о нем, как о грамотном и опытном пиарщике, который тонко почувствовал направление общественной мысли и главный политический тренд среди молодого поколения.
Сам Окси дал внимательному слушателю ответ этот вопрос - в баттле с Гнойным. Там Окси ни к селу ни к городу стал вещать про архетипы культуры - термин из Юнговской психологии. Культурные архетипы - это глубинные культурные установки «коллективного бессознательного», с величайшим трудом поддающиеся изменению. Поэтому архетипы как образы очень устойчивы и встречаются у абсолютно разных народов. Сам Юнг выделял 10 архетипов - Персона, Герой, Тень, Анима и Анимус, Великая мать, Бог, Ребенок, Мудрец и Самость. Эти Архетипы являются общими для всех народов. На основе архетипов базируются более сложные архетипические образы, которые уже являются продуктом коллективного творчества, однако большинство из них также являются универсальными. Но как это связано с тем, что Окси решил заняться околополитическими играми? Дело в том, что Мирон отлично понимает: чтобы обладать привлекательным образом, одной харизмы не хватит, нужно соответствовать одному из архетипов культуры, так как призыв к бессознательному - отличный психологический прием. В данном случае это образ Борца за свободу (который примерно соответствует архетипу героя), универсальный и очень хорошо воспринимаемый образ, привлекательный для молодежи. Творческий человек, который начинает "бороться с системой" - это тот самый герой, отрубающий голову страшному дракону, который существует во всех культурах и который никогда не устареет. Современные исполнители нашли хороший способ поддерживать образ, привлекательный для широких слоев населения, при этом вложения в этот образ минимальные. В общем, делают, что и всегда.
С другой стороны, образ человека, который поддерживает систему, никогда не будет привлекательным. Недаром самый большой фейл 2019 года - ролик провластного Тимати, в котором он в очередной раз упоминает мэра Москвы.
Этот феномен повсеместен и существовал всегда, но раньше творческая элита хотя бы действительно помышляла о переустройстве общества (вспомним Радищева, Пушкина, Чернышевского, раннего Достоевского), однако в данный момент творцы лишь подстраиваются под настроения общества, а оппозиционная самодеятельность стала таким же активом исполнителя, как концерты и композиции.