Оригинал статьи
Авторка: Элис Х. Игли
Профессорка психологии; Преподавательница кафедры политических исследований; Профессорка факультета организации и управления Северо-Западного университета
*
Ни для кого не секрет, что в Силиконовой долине принимают на технические работы гораздо больше мужчин, чем женщин. Куда сложнее определиться, почему.
Недавний меморандум о борьбе с разнообразием от бывшего инженера Google выдвинул эту тему в центр всеобщего внимания. Автор утверждал, что есть способы объяснить гендерный разрыв в технических областях, которые основаны не на предвзятости и дискриминации, а именно на биологических половых различиях. Отложив рассуждения о том, как это заявление повлияет на вопросы о движении к повышению равенства в технических областях, задумаемся, насколько хорошо его выводы отражают то, что известно исследователям в науках о половой и гендерной принадлежности?
Будучи социологом, почти 50 лет проводившим психологические исследования в сфере пола и гендера, я согласна с тем, что биологические различия между полами, судя по всему, частично являются причиной, по которой мы видим меньше женщин в рядах технических работников Силиконовой долины. Но путь между биологией и занятостью длинный и тернистый, и любая причинно-следственная связь не исключает значимости небиологических причин. Вот что на самом деле говорится в исследовании.
От природы ли у девочек меньше способностей к техническим наукам?
Нет никаких прямых причинно-следственных признаков того, что биология обусловливает недостаток женщин в технических работах. Но многие, если не большинство психологов действительно доверяют распространеннй идее, что пренатальное и раннее постнатальное воздействие гормонов, таких как тестостерон и другие андрогены, влияет на психологию человека. В случае с людьми тестостерон обычно повышается у мужчин с 8 по 24 недели беременности, а также во время раннего постнатального развития.
Этические ограничения, очевидно, не позволяют экспериментировать с человеческими эмбрионами и младенцами, чтобы понять последствия этого большего воздействия тестостерона на мужчин. Вместо этого исследователи изучали индивидов, подвергшихся воздействию гормональных сред, отклоняющихся от нормы ввиду необычных генетических состояний или гормонально активных препаратов, предписанных беременным женщинам. Такие исследования показали, что раннее воздействие андрогенов оказывает маскулинизирующее воздействие на игровые предпочтения и поведение девочек в несовершеннолетнем возрасте, агрессивность, сексуальную ориентацию и гендерную идентичность а также, возможно, на визуально-пространственную ориентацию и восприимчивость к сигналам о том, что определенное поведение является культурно приемлемым для женщин.
Раннее гормональное воздействие является лишь частью комплекса биологических процессов, которые способствуют половой дифференциации. Вызванные прямым и косвенным воздействием хромосом X и Y эффекты этих процессов на психику человека в значительной степени остаются неизученными, учитывая раннюю стадию соответствующей науки.
Другие исследования поднимает вопрос природно-воспитательный, сравнивая поведение мальчиков и девочек, которые так малы, что влияние социализации еще толком не состоялось.
Ранние половые различия проявляются в основном в обширном спектре темпераментов. Одним из таких аспектов является то, что психологи называют «динамизмом»; она встречается больше у мальчиков и проявляется в двигательной активности, импульсивности и удовольствии от высокоинтенсивных видов деятельности. Другое измерение - это то, что мы называем «усиленным контролем»; он больше встречается у девочек и проявляется в навыках саморегуляции для продолжительной концентрации внимания, умении сосредотачиваться и переключать внимание и сдержанности. Этот аспект темперамента также включает в себя большую чувствительность восприятия и удовольствие от низкоинтенсивной деятельности.
Это исследование темперамента предполагает, что природа обуславливает некоторые психологические различия в поведении. Но ученые не вполне понимают как эти аспекты детского темперамента переходят к взрослой личности и способностям.
Существует ли гендерный разрыв в технических способностях?
Другой подход к вопросу о женщинах в технической сфере предполагает сравнение полов по наиболее важным для пригодности к технической сфере признакам. В этом случае не имеет значения, появились ли эти черты от природы или из-за воспитания. Обычно под вопросом оказываются навыки математического и пространственного мышления.
Половая дифференциация в средних математических способностях, которые когда-то предписывались мужчинам, в США по большей части искоренена. Также наблюдается снижение преобладания мужчин среди лучших результатов на математических тестах. Тем не менее, мужчины, как правило, показывают лучшие результаты в большинстве визуально-пространственных тестов, особенно на мысленное вращение трехмерных объектов, а эти навыки, очевидно, полезны в технико-математических науках.
Конечно, люди выбирают занятия, исходя из своих интересов, а также способностей. Таким образом, устойчивая и внушительная половая разница в показателях человек-ориентированных и объект-ориентированных интересах заслуживает внимания.
Исследования показывают, что в целом женщины больше интересуются людьми по сравнению с мужчинами, которые больше интересуются вещами. В той мере, в которой технические профессии больше сосредоточены на вещах, чем на людях, мужчины в среднем более пригодны для этой сферы. Например, такие должности, как инженер компьютерных систем, сетевой администратор и разработчик баз данных, требуют обширных знаний по электронике, математике, а также о принципах устройства техники и телекоммуникационных систем. Успех в этой работе не зависит от таких качеств, как социальная чувствительность и эмоциональный интеллект, в отличие от работы, например, в области раннего дошкольного образования и розничных продаж.
Женщины и мужчины также различаются по своим жизненным целям, причем женщины более высокий приоритет отдают работе с людьми и оказании им помощи. Работы в технико-математических сферах в целом не рассматриваются как способные предоставить большие возможности для удовлетворения этих жизненных целей. Но технология предлагает специализации, которые отдает приоритет общесоциальным целям, а также коллективному сосуществованию (например, проектирование систем здравоохранения) или поощряет социальные навыки (например, оптимизацию взаимодействия людей с машинами и информацией). Такие позиции в среднем могут быть относительно привлекательными для женщин. В целом, общее превосходство женщин в области чтения и письма, а также социальных навыков будет выгодно им во многих профессиях.
Практически все половые различия состоят из совпадающих характеристик женщин и мужчин. Например, несмотря на довольно большую половую разницу в среднем росте, некоторые женщины выше, чем большинство мужчин, а некоторые мужчины ниже большинства женщин. Хотя психологические половые различия статистически меньше, чем эта разница в росте, некоторые из различий, наиболее важных для технологической сферы, существенны, особенно интерес к людям либо к вещам и визуально-пространственные способности при мысленном вращении.
Если причина не в биологии, то в чем?
Учитывая отсутствие четких доказательств того, что технические способности и интересы связаны главным образом с биологией, есть где развернуться, чтобы рассмотреть вопрос о социализации и гендерных стереотипах.
Поскольку люди рождаются неразвитыми, родители и другие взрослые проводят обширную социализацию, обычно направленную на развитие личностных качеств и навыков, которые, по их мнению, помогут новому поколению вжиться в будущие взрослые роли. В той мере, в какой у женщин и мужчин разная взрослая жизнь, воспитатели, как правило, поощряют гендерно-типичные виды деятельности и интересов у детей - куклы для девочек, машинки для мальчиков. Традиционная социализация вынуждает детей идти по направлению к традиционным выборам в карьере.
Даже очень маленькие дети формируют гендерные стереотипы, поскольку они наблюдают за тем, как женщины и мужчины принимают участие в разделении труда в своем сообществе. Они автоматически обучаются гендерным ролям, наблюдая, чем занимаются взрослые на работе и дома. В конце концов, чтобы объяснить различия, которые они видят в том, что делают мужчины и женщины, и как они это делают, дети приходят к выводу, что разные половые принадлежности в какой-то степени должны иметь разные характеристики. Таким образом, разделение труда транслирует сообщение о том, что мужчины и женщины имеют разные атрибуты.
Эти гендерные стереотипы обычно включают в себя убеждения, что у женщин выделяются такие качества, как теплота и забота о других, которые психологи обозначают как коллективные. Стереотипы также предполагают, что мужчины демонстрируют более высокий уровень таких качеств, как самоуверенность и доминирование, которые психологи маркируют как агентские. Культура распространяет эти стереотипы и формирует гендерную идентичность индивидов, а также социальные нормы о надлежащем поведении женщин и мужчин.
Гендерные стереотипы создают основу для предрассудков и дискриминации, направленных на тех, кто отклоняется от гендерных норм. Если, например, люди принимают стереотип о том, что женщины мягкие и эмоциональные, а не жесткие и рациональные, женщин могут просто исключить из многих инженерных и технических работ, даже тех женщин, которые нетипичны для своего пола. Кроме того, женщины, талантливые в технологиях, могут испытывать неуверенность, если сами усваивают социальные стереотипы о неполноценности женщин в технических областях. Кроме того, беспокойство женщин о том, что они могут подтвердить эти негативные стереотипы, может снизить их фактическую производительность.
Поэтому неудивительно, что исследования доказывают, что женщины обычно должны соответствовать более высоким стандартам для получения работы и признания в областях, которые являются « мужскими» в данной культуре и в которых мужчины доминируют. Тем не менее, есть некоторые недавние данные о предпочтительном приеме на работу женщин на технико-математические должности в исследовательских институтах США. Квалифицированные женщины, которые подают заявку на такие должности, имеют больше шансов пройти собеседование и получить предложения, чем кандидаты-мужчины. Экспериментальное моделирование найма на технико-математических факультетах дало аналогичные результаты.
Почему не природа и воспитание вместе?
Многие ученые мужи ошибочно полагают, что научные данные, подтверждающие социокультурные причины нехватки женщин в технических областях, недооценивают биологические причины, или наоборот. Эти предположения слишком упрощены, поскольку наиболее сложное поведение человека отражает некоторое сочетание природы и воспитания.
И данный дискурс еще более компрометируется, по мере того как дебаты становятся все более политизированными. Позиция в защиту социокультурных причин кажется более прогрессивной и политически корректной сегодня. Рассуждения о биологических причинах представляются более консервативным и реакционным положением. Битвы в идеологических войнах отвлекает внимание от того, какие изменения в организационных методах и культуре могут способствовать включению женщин в технические сферы и в научную работу в целом.
Политизация таких дебатов угрожает научному прогрессу и не помогает раскрыть, что такое равноправная и разнообразная организация, и как ее создать. К сожалению, благие намерения организаций по поддержке разнообразия и инклюзивности могут быть неэффективными, часто потому, что они излишне принудительны и ограничивают автономию менеджеров. Оскорбительность манифеста Джеймса Деймора предполагает, что Google, возможно, захочет внимательнее ознакомиться со своими инициативами в области разнообразия.
Во всяком случае, ни «природная», ни «воспитательная» концепция не могут полностью объяснить низкую представленность женщин на технических работах. Согласованная и открытая позиция признает возможность как биологического, так и социального влияния на карьерные интересы и компетенции.
Независимо от того, которая из концепций – природы или воспитания - лучше объясняет недостаток женщин в технических карьерах, люди должны избегать действий основанных на представлениях о гендерной бинарности. Куда разумнее рассматривать людей обоих полов исходя из того, что они находятся где-то в общем континууме мужских и женских интересов и способностей. Обращаться с людьми как с индивидуальностями, а не просто стереотипизировать их как мужчин или женщин, сложно, учитывая, как быстро начинают действовать наши автоматические стереотипы. Но стремление к этой цели способствовало бы равенству и разнообразию в технических и других секторах экономики.