Найти тему

"А? Какая страница? А повторииите еще раааз, пожааалуйста!" Развиваем внимание младших школьников

Попробуйте угадать событие, которое может отвлечь от урока весь первый класс минут на 10-15? Вот произошло - и всё: все обрадовались, встрепенулись, долго принимали участие, и потом еще 5 минут собраться не могут.

Пришедший на урок завуч? Влетевшая в окно птица? Сработавшая сигнализация? Отвалившийся кусок стены?

А вот и не угадали.

Работу всего класса на часть урока может парализовать… громко упавшая на пол ручка у кого-то из учеников!

Это просто нужно видеть своими глазами, что здесь начинается! Не поможет даже самая интересная тема или захватывающие слайды. Все дети до единого сразу же обернутся на звук, и наклонят головы, чтобы посмотреть, куда упала эта злополучная ручка. Внимательно проследят, как счастливчик будет ее доставать (человек 5 прокомментируют обязательно), в процессе обсудят друг с другом биографию «потерпевшего», и как он докатился до жизни такой, удостоверятся, что ручка поднята и до сих пор пишет. И потом еще минут 5 будут оглядываться и посматривать, все ли там хорошо, с этим учеником, а вдруг опять чего уронит.

Со стороны это очень чудно выглядит. У них даже ушки на макушки становятся, и глазки загораются, так это увлекательно и интересно! Вот как будто там не ручка у кого-то упала, а кусок стены отвалился с проходом в соседний класс.

А дело все в специфике внимания младшего школьника. У них развито в основном только непроизвольное внимание. Это означает, что внимание их еще неустойчиво, поверхностно, они не умеют его направлять произвольно. Поэтому и любая упавшая на пол ручка или заскрипевший стул - целое событие.

Максимальное время, в течение которого ребенок 7-8 лет может удерживать произвольное внимание - 15 минут. Конечно, это первые 15 минут урока. А потом они начинают дружно отвлекаться на то, где чего упало и заскрипело.

Обычно к 3-4 классу внимание становится более устойчивое. Но лучше, конечно, не ждать пока «само дозреет», а внимание развивать. У школьных психологов есть специальные упражнения на развитие внимание.

Но они достаточно простые, проходят в виде игры и заниматься ими можно (и нужно) дома. Лучше - регулярно.

Разберем пару упражнений (постепенно будем разбирать еще).

Упражнение 1. Берем любой текст (в журнале, или в книге, в которой не жалко рисовать), в котором нужно подчеркнуть одну из букв. Например, «о». И подчеркиваем. Потом - вместе считаем, сколько букв «о» ребенок заметил, и сколько пропустил. Постепенно задание можно усложнять. Увеличивать размеры текста или выполнять задание на скорость.

Упражнение 2. Модифицированный и более сложный вариант первого упражнения. Выбираем для себя две буквы - «о» и «е», например. «О» нужно подчеркнуть, а «е» - перечеркнуть. И не запутаться при этом.

Дети очень любят такие задания. Если с внимательностью у них все хорошо. А если не очень хорошо - не любят, кто-то вообще не справляется даже с самыми простыми вариантами.

Эти же упражнения, кстати, можно использовать и в качестве диагностики. Попробуйте - насколько внимателен ваш ребенок?