Найти тему
Ариф Рзаев

Голос и речь. Три кита спикера.

На старте своих занятий я всегда говорю о том, что развивать навыки спикера нужно в трех направлениях:

Голос – т.е. работа со звуком. На этом этапе важно уяснить как рождается конкретно Ваш голос.  Не рекомендую заниматься самостоятельной постановкой голоса просматривая ролики на youtube.  Лучше возьмите несколько уроков у опытного педагога! Напомню, что упражнения о которых идет речь в моих подкастах я даю в ознакомительных целях. И еще, не удивляйтесь, что во время постановки голоса вы будете выполнять упражнения как на уроках физкультуры.

Речь - в этом блоке работаем над произношением. Осваиваем дикцию и орфоэпию. Орфоэпия, говоря простым языком, учит нас правильно произносить слова. Орфоэпия помогает бороться с акцентом и говором.  Меня огорчает, что многие влогеры, подкастеры, авторы видеоконтента не уделяют орфоэпии внимание.  Вам достаточно поработать в течение месяца и ваша речь станет более благозвучной.  Речью я тоже рекомендую заниматься с педагогом.  По сравнению с голосом занятий может быть меньше. Главное чтобы педагог услышал вашу речь, выявил ошибки в произношении и поработал над выравниванием конкретных букв (если они у вас проблемные). И еще, многие начинающие студенты пытаются самостоятельно осваивать скороговорки, пытаются произносить их как можно быстрее, но не стоит этого делать. Возьмите себе за правило произносить скороговорки, наоборот медленно, выговаривая каждый звук.

Ну и наконец, в третьем блоке мы работаем с текстом выступления.  Учимся редактуре, разбору по задаче и элементам актерского мастерства.  Так, по крайней мере, я выстраиваю свою работу с учениками.  Если говорить о редактуре, надо понимать, что не все тексты удобны для произношения. Если вы готовите доклад или пишите тезисы к выступлению, нужно внимательно подходить к написанию. Например, старайтесь заменять длинные слова короткими, а предложения максимально дробите, репетируя текст обязательно расставляйте интонационные ударения. Еще раз хочу отметить — редактура текста под чтение отличается от классической литературной редактуры.
Работа над задачей подразумевает актерское осмысление текста, т.е. включение, с помощью специальных техник, ваших внутренних ресурсов. Когда вы понимаете, зачем произносите текст и чего вы хотите от слушателя, вы не только звучите по другому, но воздействуете на зрителя во много раз сильнее.

Что касается актерских техник. Увы, низкий уровень многих актеров, поменял отношение к этой профессии. Многие мои слушатели, предполагают, что актерское мастерство это банальное кривлянье. Это очень серьезное заблуждение. Освоение актерских практик позволяет открывать в людях глобальный потенциал, происходит серьезная проработка внутренних блоков.

А вот против чего я готов бороться, так это слово "зажим".  Есть ряд "педагогов", которые очень часто его используют. Но поверьте, не так страшен черт, как его малюют.  У каждого из нас бывают зажимы, но они при правильной работе убираются быстро.
И вообще, на самом деле люди не догадываются каким потенциалом они обладают. Главное, его можно и нужно открывать!
Сегодня приглашаю Вас послушать 3 выпуск моего подкаста "Голос и речь". Ссылка на youtube

Эпизод на яндекс -музыке

Читайте предыдущие статьи

Голос и речь. Правда о постановке голоса.

Голос и речь. Хороший спикер - манипулятор?