Сегодня имя этого великого лицедея несправедливо забыто, хотя когда-то мастерством актера восхищался сам товарищ Сталин, знавший толк в высоком искусстве. Хотя многие любители кино вспомнят образы князя Пожарского в эпической драме «Минин и Пожарский» и Григория Потёмкина в потрясающей по масштабности и накалу исторической эпопеи «Адмирал Ушаков».
Борис Николаевич вовсе не был редким гостем в кино, снимался он много, и начинал еще в 20-годы, во времена становления отечественного кинематографа. Хотя кино в его творческой жизни имело второстепенное значение, всего себя он отдал театру и вошёл в блистательную плеяду Мхатовских стариков.
Борис вырос в творческой среде, его отец Николай Александрович был известным московским актером, выступавшим под псевдонимом Извольский. Дома у них собирались театральные деятели и часто устраивались импровизированные спектакли, в которых маленький Борис участвовал с огромным интересом и удовольствием.
Николай Александрович был родом из Симбирска, Ливановы владели небольшой ткацкой фабрикой и фирменным магазином. Однако Николаю работа подручным на дедовской мануфактуре была не по душе. Втайне от сурового деда, он покупал книжки и посещал драматический кружок.
Как-то раз Николай сбежал из дома с гастролирующим театром, тогда он и начал выступать под псевдонимом Извольский. Когда труппа распалась, работал в театре в Самаре, и уже состоявшимся провинциальным актером приехал покорять Москву.
В отличие от своих родных, Николай поощрял увлечение сына искусством, но маленький Борис мечтал стать военным матросом. В годы гражданской войны мальчик обманул военкома, приписав себе несколько лет, и вступил в ряды Красной Армии. Там юный красноармеец познакомился с таким новым веянием в искусстве как народный театр. Когда посреди голода и разрухи он видел, как простые люди тянулись к искусству, юноша твердо решил стать актером.
После начала Великой Отечественный Войны Борис Ливанов будет проситься добровольцем на фронт. Но советская власть слишком ценила крупных деятелей культуры, их было запрещено мобилизовать, и они подлежали эвакуации вместе с театрами и студиями. Борис Николаевич оказался эвакуироваться, даже когда линия фронта подошла к Москве. В самые напряженные для москвичей дни он выходил на сцену, а также гастролировал по фронту.
Свое актерское образование Ливанов начал в театральной школе драматического театра Корша. Затем стал штатным актером четвертой студии МХАТа и параллельно учился в школе при этом знаменитом театре. И вот, наконец, в 1924 году он держал экзамен перед самим Станиславским, и был принят в труппу МХАТа.
Основной репертуар молодого актёра, одиозные герои любовники, не менее успешно Ливанов играет характерные роли фактурных персонажей мировой и советской классики. Самыми плодотворными стали годы работы с Немировичем-Данченко. Великий режиссёр и педагог сумел в полной мере, раскрыть весь потанцевал большого артиста.
В то же период своей творческой жизни он сыграл и самые свои сильные роли в кино. На съемочную площадку он приходил со своими высочайшими стандартами качества. Ливанов всегда был требователен к качеству костюма и реквизита. При постановке знаменитого монолога князя Пожарского техникам пришлось несколько раз менять звуковое оборудование, чтобы хотя бы приблизительно передать заданный актером уровень экспрессии.
Чаще всего на экране актер представал в героических образах. Давайте вспомним некоторые из них:
С переходом на возрастные роли Ливанов играл мощных и эксцентричных людей, хрестоматийным примером такого возрастного образа является его Потёмкин в картине «Адмирал Ушаков».
Со своей женой художницей Евгенией Филиппович он познакомился в 1934 году, и уже на следующий год родился достойный продолжатели актерский династии Василий Ливанов. Да-да, тот самый Шерлок Холмс. В доме у Ливановых, как и до революции, собирались столпы отечественного искусства. На глазах маленького Василия рождались идеи, и разворачивались драмы.
Среди знакомых и коллег Борис Ливанов был известен как человек остроумный и не обделенный чувством юмора. Он так и фонтанировал сатирой, и, получив колкую остроту в свой адрес, коллеги не только не обижались, но и многократно и с удовольствием ее пересказывали. Эта грань его таланта выразилась в карикатурах. В итоге скопилась целая галерея дружеских шаржей на известных советских артистов. Художественные работы актера неоднократно выставлялись после его смерти.
Свой богатейший опыт работы с величайшими театральными творцами он выразил, поставив в качестве режиссёра несколько пьес. Впоследствии много сил и времени занимало руководство, Борис Ливанов входил в художественный совет МХАТа, который и возглавлял театр. Мхатовские старики твердо стояли за театральные традиции и классический репертуар. Таким образом, они противостояли модным тенденциям, которые проповедовали взросшие в среде шестидесятников новаторы. В Министерстве культуры СССР встали на сторону сторонников осовременивания театра, и художественным руководителем МХАТа был назначен Олег Ефремов, полный решимости превратить старинный храм искусства во второй «Современник». Борис Николаевич покинул родной театр.
После расставания с театром, у актера резко ухудшилось здоровье, он прожил около двух лет, и большую часть своих последних дней проводил в больнице. Актер ушел 22 сентября 1972, на 69 году жизни.