Привет всем!
Публикую очень интересную статью Урса Мюллер-Плантенберга о Человеческом Капитале , т.е. о том, почему капиталом страны являются, прежде всего, ее граждане. Эта статья хорошо созвучна с моими статьями о брэндах или марках страны, т.е. объясняет, кто является элитой - после имени которого все называют страну. Статья является частью книги немецких эко-социалистов Алфавит Глобализации, занимающейся проблемами, появившимися всвязи с расширением границ капитала от национальных до интернациональных. Эко-социалисты рассматривают все политические вопросы с точек зрения экологии и социализма, т.е. защиты жизненного уровня населения. Каждую неделю я публикую одну статью из этой книги, написанной ясным языком для широкого круга читателей. Буду рада всем вопросам.
"Теодор В. Шульц, который в 1961 г в эссе в "American Economic Review" первым заговорил об инвестициях в человеческий капитал и в 1979 г получил за это Нобелевскую премию по экономике, изначально не был уверен, стоит ли ему использовать этот термин, так как он сильно напоминал об историческом опыте рабства в США, когда рабовладельцы вкладывали деньги в приобретение людей. Но так же как и его студент Гэри Беккер, тоже профессор экономики в Чикагском университете и лауреат Нобелевской премии, он, в конечном счете, не смог сдержаться от того, чтобы не сделать человеческий капитал центральной концепцией своего экономического образования. Для Беккера теория человеческого капитала является частью его усилий, направленных на то, чтобы сделать экономический расчет максимизации индивидуальной полезности основным объясняющим фактором всех социальных институтов и поведения людей. Любовь, брак, семья, политика, преступность, дискриминация, а также образование становятся предметом экономического анализа.
Теория человеческого капитала Гари Беккера анализирует прежде всего индивидуальные инвестиционные решения в процесс образования и обучения. Затраты на образовательную деятельность сравниваются с доходами, и ожидается, что повышение квалификации в конечном итоге окупится более высокими доходами. В 1960-х г теория человеческого капитала послужила основой для запланированного наступления на образование и создания новой экономики образования. Помимо земли, капитала и рабочей силы, образование становится все более важным четвертым фактором производства. Поскольку количественные изменения в использовании земли, капитала и труда гораздо точнее, и их легче получить, чем измерения изменений в квалификации рабочей силы, экономисты в области образования отнесли к фактору образования все, что не может быть отнесено к традиционным производственным факторам в производстве. Всемирный банк пришел к выводу, что наибольший вклад в богатство стран с высоким уровнем доходов вносит человеческий капитал - 67%, в то время как на природные активы приходится лишь 17%, а на физический капитал - только 16%.
Поскольку относительная важность этого фактора производства, как представляется, возрастает, был сделан вывод о том, что страны смогут удержать свои позиции в международной конкуренции только в том случае, если они благодаря высоким инвестициям в образование трансформируются в общества знаний. В этом смысле Лиссабонский Европейский Совет в марте 2000 г поставил перед ЕС общую цель стать наиболее конкурентоспособной и динамичной экономикой, основанной на знаниях, путем значительного увеличения инвестиций в человеческий капитал. С 1990-х г Всемирный банк сделал инвестиции в человеческий капитал одним из приоритетов для стран третьего мира и стран с переходной экономикой в Восточной Европе и призвал сделать их приоритетными с учетом особенно высокой отдачи от инвестиций в этих странах. Рыночная децентрализация и приватизация были поставлены в центр внимания в соответствии с неолиберальной догмой, в то время как "утечка мозгов" из этих стран лишь изредка попадала в центр внимания.
Жюри Общества немецкого языка выбрало слово "человеческий капитал" в качестве девиза 2004 г. Жюри утверждало, что этот термин делает людей в целом переменной, представляющей только экономический интерес. Это решение вызвало недостаточное понимание среди многих экономистов. Однако нельзя отрицать, что для Гари Беккера именно уменьшение инвестиций в образование с целью его прибыльности делает термин "человеческий капитал" столь привлекательным.
Таким образом, важность приобретения образования и профессиональных квалификаций для распределения возможностей социального развития девальвируется. Поэтому Пьер Бурдье, исследовавший не только экономический, но и культурный и социальный капитал с точки зрения позиций, которые их носители могут занимать в социальном пространстве, мудро избежал использования термина "человеческий капитал".
Спасибо, что дочитали до конца! Прошу поставить лайки и записаться на мой канал!
https://zen.yandex.ru/id/5d1262217dc1f900b030f7bd
Каждая тема имеет продолжение! Читайте мои статьи и советуйте друзьям!