Найти в Дзене
Бардовы приходы

"В тридевятом царстве"

Оглавление

Наблюдаю, как меняется серия Trine.

Недельный марафон по франшизе из тёплых воспоминаний о моём детстве (2009, первая Trine только вышла, про неё печатают косноязычные статьи в толстых журналах, добавляя красивые скриншоты) закончен. Пришло время как-то подытожить.

История «Тройки» как игровой серии весьма характерна для индустрии в целом. Недавно попалось на глаза высказывание безымянного для меня человека из ЖЖ, мол, игры теперь по объёму стали больше, чем все прочие варианты культурного досуга вместе взятые. Ну, да, так и есть. Как тут не согласиться, если серии, начинавшиеся когда-то с очень недурных интерактивных этюдов на пару часов, сейчас могут проходиться за пару десятков? И это ещё если не весь контент смотреть? Вот и тут затрачиваемое на прохождение время плавно выросло с трёх часов первой части до десяти-двенадцати в четвёртой.

Trine

Кто не хотел бы? Но игра проходится за три-четыре часа, можно и подождать.
Кто не хотел бы? Но игра проходится за три-четыре часа, можно и подождать.

Безумно красивая по тем временам (да и сейчас впечатляющая), волшебная и не глупая — такой предстала перед людьми первая игра. Зло здесь было вполне себе масштабным и опасным (привычные для таких сеттингов тёмные силы, которые вполне могут уничтожить не только одно отдельно взятое королевство, но и весь мир в отдалённой перспективе), герои - не яркими, как вспышки ночных фейерверков, но всё равно обладающими своими личностями и индивидуальными особенностями (текста и, соответственно, реплик у них маловато, но это пока), а кооператив на трёх человек — чудесным способом весело провести вечер с друзьями.

«Тройка» сразу создала себе некий золотой стандарт в плане визуальной и музыкальной частей, от которого не отходила ни разу и не отходит и в 2019 году. Да, от игры к игре может незначительно меняться превалирующая цветовая гамма, а в 2015 (когда выходила Trine 3) и в 2019 (когда выходила Trine 4) для неё точно перестало работать правило «много блюра = очень красиво».

В 2009 она отлично себя проявила. Люди поиграли, им понравилось, они попросили ещё.

Trine 2

Автор тоже именно там и остановится после того, как закончит статью.
Автор тоже именно там и остановится после того, как закончит статью.

Вторая «Тройка» обзавелась полноценным сюжетным дополнением. Короткая (хотя не сильно короче первой части), но с душой, очень красивыми шейдерами и кооперативом, теперь онлайновым. Мне было слегка обидно, что в сюжетном дополнении больше сюжета, нежели в основной кампании, и проходить его при этом интереснее.

Что сказать о местном зле и Великом Приключении… всегда хотели спасти принцессу и сразить дракона ещё в какой-нибудь игре? Попробуйте Trine 2, вам обязательно понравится.

А потом обязательно спасите похищенную жену Амадея. Вам понравится ещё больше.

Здесь Frozenbyte тоже внимательно следили за реакцией общественности. Первая часть ей всё-таки показалась лёгкой в плане головоломок, так что здесь их усложнили (хотя всё равно подавляющая их часть заставляла работать Амадея, а не Понтия или Зою), что, впрочем, никак не повлияло на мультиплеер (проходить вдвоём или втроём сразу как было, так и осталось гораздо проще).

Trine 3: The Artifacts of Power

Кстати, что-то не припомню игр со словом «Artifact» в названии, у которых было бы всё хорошо.

Эти люди так и не дождались продолжения истории Trine 3.
Эти люди так и не дождались продолжения истории Trine 3.

Единственная, на мой взгляд, проблема третьей части заключалась в её длине. Несмотря на жалобы игроков, не привыкших к 2,5D формату, это смотрелось свежо, а моментов, в которых из-за такого перехода хотелось разбить себе лицо обо что-нибудь потвёрже (из-за неудобства камеры, в основном), набиралось буквально два-три за всю игру.

Обязательный для уважающей себя игры про волшебство, метящей в классику, уровень с попаданием в книгу/картину.
Обязательный для уважающей себя игры про волшебство, метящей в классику, уровень с попаданием в книгу/картину.

Увы, кризис повлиял и на Frozenbyte: они и рады бы добавить что-то после впечатляющего последнего босса, но тогда «бюджет вырос бы с пяти миллионов до пятнадцати, а мы себе этого позволить не могли». Эту Тройку можно воспринимать, опять-таки, как впечатляющий творческий этюд — но, увы, не как полноценную игру. Останься подход к сюжету таким же, как в первой части, они бы прекрасно уложились в свой хронометраж четырёх-пяти часов, но у них было много амбиций, не совсем чёткое понимание того, как должны работать персонажи в новом формате 2,5D, и ограниченный бюджет. Получилось то, что получилось, но не совсем справедливо было бы называть Trine 3 из-за этого провальной и плохой по качеству, как любят писать в отзывах Стима. Очень неплохой повод лишний раз напрячь фантазию, между прочим, и сочинить своё продолжение приключений после Секвойевого леса — эдакая открытая концовка сама собой нарисовалась.

Trine 4: The Nightmare Prince

-5

Совсем свежая жемчужинка экшн-платформерного искусства. Действительно жемчужинка: как можно справедливо отметить, в «Принце» финны провели основательную работу над ошибками третьей части. Это не Crystal Dynamics, которые, по ощущениям, все отзывы от фокус-групп, журналистов и игроков собрали и подожгли, не читая. Frozenbyte, напротив, залезли на все ресурсы, где про их игру было написано хоть что-то, и услышали всех довольных и недовольных.

Опасно высокая концентрация милых зверей на игру. Финны метко бьют в свою ЦА.
Опасно высокая концентрация милых зверей на игру. Финны метко бьют в свою ЦА.

Я не припомню другой игры за последние года четыре, от которой бы так радовался глаз. От Trine 4 он радуется буквально на каждом уровне. Здесь нет ни одного дурного визуального решения (как и раньше), ни одного цветового (как и раньше), ни одного эстетического (продолжите сами). Саундтрек заслуживает отдельной рамки на стене (впрочем, ничего нового, композитор у них не меняется).

Куда без обязательного лориэнского оммажа? В виде целого уровня с Галадриэлью в конце.
Куда без обязательного лориэнского оммажа? В виде целого уровня с Галадриэлью в конце.

Хороший сюжет, крепкий для игры подобного рода, не претендующей на что-то большее, чем красивая сказка, позволяющая размять мозги с помощью пространственных головоломок. Характерный для сказок ансамбль второстепенных персонажей-помощников есть, подаваемые через письма кусочки повседневной жизни троицы есть, проблемный подросток, в перспективе способный разрушить мир, есть. Работа сценаристов в этом плане получилась идеальной, не требующей никаких исправлений и дополнений. Персонажи ярко проявляют индивидуальность, хорошо укладываясь в очень жёсткие короткие тайминги (по ощущениям текста стало гораздо больше, чем в прошлых играх, но это скорее плюс, не в последнюю очередь из-за озвучки). Собирать и читать письма действительно интересно. Здоровая самоирония у разработчиков присутствует в полном объёме — соберите все коллекционные предметы (это не так сложно), а потом откройте появившимися ключами дверь на экране главного меню, чтобы увидеть малую её долю.

Понтий теперь точно будет моим фаворитом: и из-за очевидного недостатка таких типажей в современных играх, и из-за выросшего качества лицевой анимации.
Понтий теперь точно будет моим фаворитом: и из-за очевидного недостатка таких типажей в современных играх, и из-за выросшего качества лицевой анимации.

Головоломки, как ни странно, оказались достаточно лёгкими. Арсенал героев заметно расширился по сравнению с предыдущими частями (и в этот раз повезло не только Амадею) — у каждого из них теперь минимум четыре умения, а способов их комбинации друг с другом и с окружением просто уйма. Единственная проблема, которая может возникнуть перед играющим — проблема памяти. Очередной попавшийся на пути подъёмный мост может быть абсолютно элементарным сооружением, сложным исключительно потому, что ты только через минуту сможешь вспомнить: у Зои ведь теперь есть ледяная стрела, которая может его заморозить в удобном положении. А до той кнопки можно добраться по волшебной верёвке, чтобы потом ещё поставить рядом копию щита. Но это не раздражает. Мы же именно ради этого счастливого «А, понял!», наступающего через некоторое время и приносящего сладкое чувство победы, в такие игры и играем, правда же?

Серия очень хорошо идёт и уверенно держится в своей нише. Наверняка когда-нибудь появится и пятая «Тройка». Если она снова будет внедрять новые механики, эксплуатируя при этом старый сеттинг, мы только порадуемся.

Должны же быть на свете никогда не умирающие герои, что со временем лишь хорошеют.