Найти тему
RODIK+

"Кролик Джоджо" - или что будет если "Гриффины" расскажут о нацистах

Оглавление

Трудно найти более бессмысленный фильм о войне, чем «Кролик Джоджо» новозеландского режиссёра Тайки Вайтити. Даже неудачные фильмы о войне, чисто пропагандистские или просто лживые, всё равно ставили перед собой какую-то задачу и с разным успехом её добивались. «Джоджо» ну удаётся быть ни развлекательным кино, ни серьёзным, ни даже найти золотую середину. Этот фильм существует только потому что, идея о «немецком мальчике, у которого вымышленный друг – Адольф Гитлер» звучит настолько замечательно, что известный любитель маленьких людей Тайка Вайтити, не смог удержаться.

ANTI HATE SATIRA - это только лозунг на постере

Кто такой Тайка?

Сценарий – это разновидность литературного жанра, оставляющая минимум пространства для вопросов. Чем продуманней сценарий, и чем последовательней по нему снято кино, тем это пространство меньше. Но как быть с фильмами, где фактически ничего не происходит, сюжет робко ворочается в зародыше, и не выходит за пределы чувств нескольких главных героев? Как написать сценарий и снять фильм, где протагонист настолько жалок и несчастен, что вызывает скорее жалость, чем симпатию?! Как рассказать историю о том, чья жизнь неинтереснее банки тушёнки?! Как снять целый каскад подобных фильмов и в конце получить 180 миллионов долларов на супер-блокбастер? Ответы на эти вопросы/восклицания знает новозеландец Тайка Вайтити.

На данный момент в фильмографии Тайки, как сценариста есть следующие кинокартины: ОРЁЛ ПРОТИВ АКУЛЫ (2007 год) – трогательная (это слово я применю в дальнейшем неоднократно) история двух неудачников противоположных друг другу полов, к несчастью для генофонда Новой Зеландии, нашедших друг друга; МАЛЬЧИК (2010 год) – трогательная история мальчика, осознавшего, что фильм, который вроде бы назван в его честь, на самом деле назван так из-за его отца-малолетнего дебила и РЕАЛЬНЫЕ УПЫРИ (2014) - трогательная история про вампиров-неудачников, коротающих своё бессмертие в Америке,

ОХОТА НА ДИКАРЕЙ (2016 год) – трогательная история новозеландского подростка, который ходит по лесу со своим весьма колоритным отчимом, фирменный стиль Тайки здесь доведён до совершенства! Помимо вышеперечисленных шедевров в жанре «лузер-муви», Тайка имеет отношение к следующему: ПОЛЁТ КОНКОРДОВ (сериал, 2007-2009 годы) – трогательная история неудачников музыкантов из Новой Зеландии, пытающихся заработать на доширак; ЧЕМ МЫ ЗАНЯТЫ В ТЕНИ (сериал, 2019 год) – менее трогательный ремейк трогательных УПЫРЕЙ. И – сюрприз!!! ТОР-РАГНАРЁК (2017 год) – в качестве режиссёра и по всей видимости духовного наставника, т.к. и в этом фильме Тор периодически предстаёт в образе трогательного неудачника-громовержца.

Т.е. сейчас Тайка находится в таком положении, что студии готовы выполнять его прихоти и реализовывать его проекты, поскольку он приносит деньги и награды! Что же получилось в «Кролике»?

Синопсис

Если пошагово описывать сюжет, то вам покажется, что я пересказываю одну из серий «Гриффинов». Тайка настолько отошёл от канонов и представлений о Второй мировой войне, что очутился в режиссёрском кресле Уэса Андерсона, визуальный ряд фильмов которого он бережно скопировал и реализовал в своём проекте.

Картинка яркая, насыщенная, полная мелких, но важных деталей. Все персонажи, даже условно изображающие злодеев, полны детской неуклюжести, подростковой угловатости и старческим интеллектом. Они причастны ко всем мерзостям войны, но делают это уморительно и настолько гротескно, что всё происходящее кажется сном.

В центре сюжета – немецкий мальчик Джоджо, настолько боготворящий и слепо верящий в Адольфа Гитлера, что посвящает ему всю свою жизнь. Пройти путь от обожателя до телохранителя фюрера маленькому мальчику помогает сам Гитлер, правда не настоящий, а выдуманный самим наци-бойем. Вымышленный Гитлер, правда, не сильно отличается от оригинала в вопросах чистоты арийской крови, еврейства и положения Германии в мире. Правда ведёт он себя по-детски, что и импонирует мальчугану. Гитлер на забывает давать советы и в целом руководить жизнью Джоджо, который живёт в большом доме со своей матерью.

Джоджо – стопроцентный нацист, люто ненавидящий евреев, о которых знает по рассказам взрослых нацистов, на память зачитывающих ему выдержки из официальной и неофициальной пропаганды:

Раввины используют кожу с пенисов, как беруши

Жизнь юного нациста делает резкий поворот, когда он случайно обнаруживает девочку-еврейку, которая живёт в застенках его большого дома. Он собирается тут же сдать её Гестапо, но хитрая девочка угрожает ему тем, что сама сдаст Джоджо и его мать, как помощников евреев, их обязательно казнят (и возможно даже быстрее, чем саму девочку).

Далее мы наблюдаем как трансформируются взгляды Джоджо, как он вначале ненавидит девочку, а потом влюбляется в неё, забывая о том, что в 21 год у неё «должны вырасти рога». Стандартная история о личностном росте, когда закоренелый нацист становится простым отзывчивым человеком.

Цена, которую Джоджо заплатил за своё перерождение – велика! Он потерял мать (которую казнили немцы за помощь евреям), он почти не знает собственного отца, забывает родную сестру, умершую несколькими годами ранее, и даже его наставник - капитан Кленцендорф, спасший Джоджо от расстрела советскими кровожадными солдатами, будет казнён практически на его глазах.

ВОТ ТАК ВЫГЛЯДИТ РЕБЁНОК, ПЕРЕЖИВШИЙ ВОЙНУ, И ТОЛЬКО ТАК

-2

Художественные особенности

Тайка Вайтити сделал именно, то о чём я упомянул разрозненно параграфами выше:

соединил сценарную технику сериала Гриффинов, визуальные идеалы Уэса Андресона и свою идею (а может и чужую) о том, что из Гитлера можно сделать комедийного персонажа в детском кино. И, к сожалению, всё!

Чем выделяется эта лента (неважно, положительно или отрицательно):

- тёплыми тонами, свойственными комедийным фильмам,

- забавными персонажами, которые делают забавные штуки забавными способами,

- настолько поверхностное отношение к сути времени, что анекдоты про Штирлица на его фоне кажутся историческими документами,

- гротеск, пост-модерн и всё остальное, что обессмысливает любую тему, о которой порядочным людям говорить без кома в горле почти невозможно.

Чего хотел автор?

Сделать прикольный фильм про Гитлера, за который его похвалят критики и отметят его оригинальность!

Что получилось в итоге?

Пустой фильм, выделяющийся на фоне остальных провокационных фильмов тем, что он даже никого не оскорбляет, кроме самих создателей. Любой анти-нацистский фильм должен вызывать неприязнь к нацизму (вот это поворот)! "Кролик Джоджо" с его мультяшными героями-нацистами с этой задачей совершенно не справляется. Жестокость, оставляемая за кадром не трогает и уже тем более не вызывает отторжение. А это главная задача фильма, который позиционировали как сатирический "анти-хейт", "анти-наци".

Кому стоит обидеться?

А никому, фильм подобен ночному метеоризму – открой окно, и всё забудется через минуту. Конечно, можно придраться к шуткам типа:

«Мой друг как-то встретил русских, они его съели»

или

Нам звонят и говорят: «у меня за холодильником - коммунист», а там-плесень… хотя это недалеко от истины

Но разве нам это надо? Можно сказать спасибо, что западные режиссёры ещё признают факт того, что Красная армия была в Берлине.

Стоит ли смотреть?

Нет! «Кролик Джоджо» - это реализация бредовой идеи новозеландского чудака и не более того. Лучше поскорее реализуйте свои здравые идеи!
Это худший фильм Тайки Вайтити в его очень странной, но любимой мною, фильмографии.

-3