Когда смотришь на круизный лайнер, создаётся впечатление, что это кусочек рая, в котором не только пассажиры, но и обслуживающий персонал имеют возможность вкушать лучшие блюда Европейской кухни. Но это совсем не так. Рацион работников чётко разделён с рационом пассажиров. Нет, не подумайте, что работники недоедают, еды достаточно в любое время суток. Но вот ассортимент и качество приготовления находятся на совершенно разном уровне.
Более того, разные категории работников питаются по-разному. Никакого равенства. Чёткое деление на касты, в зависимости от твоей должности на лайнере
Офицерская столовая (officer mess)
Наивысшая каста в иерархии работников - это офицеры. К ним относятся капитан, его многочисленные помощники, члены экипажа, отвечающие за навигацию круизного лайнера, его техническое состояние и медицинские работники. Они едят в своей собственном ресторане, где их обслуживают помощники официантов на Шведском столе. У офицеров есть возможность заказывать блюда из ресторанов, в которых едят пассажиры. Конечно, без пассажирского размаха, но вкусно приготовленная еда у них всегда в полном доступе. В ночное время офицеры едят на Шведском столе, обычно находящемся на одной из верхних палуб. К слову, Шведский стол доступен для пассажиров круглосуточно. Просто ночью меню сокращено.
Столовая для экипажа высшей категории (staff mess)
Да, такое бывает. Есть экипаж высшей категории, а есть низшей. К высшей относятся работники бутиков на борту, музыканты, артисты, работники ресепшена, аниматоры, сотрудники казино. Они обычно представлены европейцами и американцами. У них есть своя столовая, где они едят ту же еду, что и экипаж низшей категории, при этом находясь в отдельном зале. Поскольку экипаж низшей категории состоит преимущественно из представителей стран т.н. третьего мира (Филиппины, Индонезия, Индия и т.д.), европейцы и американцы не слишком горят желанием сидеть с ними за одним столом. Поэтому руководство круизных компаний и создало искусственное разделение на "высших" и "низших"(staff и crew). У экипажа высшей категории также есть возможность иногда поесть на Шведском столе с пассажирами, а еда там намного качественнее.
Столовая для экипажа низшей категории (crew mess)
Ну, вот мы и добрались до самой многочисленной группы работников круизного лайнера. Это экипаж низшей категории. К нему относятся работники ресторанов и Шведского стола (официанты, повара), работники баров, горничные, уборщики, младший технический персонал. Вообщем, те, кто выполняет наиболее грязную и тяжёлую работу. Как отмечалось выше, в основном, это представители Филиппин, Индонезии, Тайланда и Индии, разбавленные Россиянами, Украинцами, Сербами, Македонцами, Венграми, Перуанцами и Мексиканцами.
Эта группа имеет возможность есть только в столовой для экипажа низшей категории и только то, что там приготовили повара. Что-нибудь есть в любом другом месте на борту корабля для них строго запрещено.
Столовая представляет из себя раздаточную линию, по которой можно пройтись с подносом и взять столько еды, сколько захочешь. В меню на раздаточной линии круглосуточно должен быть рис, поскольку для основных представителей экипажа низшей категории рис сродни религии. Они им завтракают, обедают и ужинают.
Завтрак включает в себя яйца, жаренные или варёные, хрустящий бекон, овощи, фрукты, хлопья и злаковые шарики.
Обед представлен супом одного или двух видов, тушёным мясом с картофелем или другими тушеными овощами, иногда бывает картофель фри и котлеты для бургера.
На ужин обязательно готовят Сабау. Это Филиппинский суп из говядины с овощами. Рис и Сабау периодически разбавляют тушёным мясом или рыбой и овощами на пару. Повара могут принести что-нибудь недоеденное с линии раздачи на пассажирском Шведским столе. Тогда в меню вносится разнообразие. Это прямо праздник для экипажа. На десерт можно съесть пару видов пирожных и фрукты.
Меню кажется довольно сносным на первый взгляд, но после пары месяцев этой однообразной рисовой диеты с вкраплениями привычной для нас еды хочется лезть на стенку, особенно европейцам, поскольку Филиппинцы и Индонезийцы готовы каждый день есть только рис. Правда, не все страдают от однообразия еды. Например, официанты в ресторане используют один лайфхак. Во время обслуживания гостей берут с кухни какое-нибудь блюдо, вроде как, для пассажира, а сами прячут его и приносят в столовую после окончания работы. У них есть возможность поесть "пассажирскую" еду.
Вот так организовано питание персонала на круизных лайнерах.
О том, сколько зарабатывают официанты на круизных кораблях, можно прочитать здесь. А чтобы не пропустить новые истории про работу и отдых на круизном лайнере, подписывайтесь на канал и ставьте лайк.