Деревянное зодчество, руны из “Калевалы”, вепсская кадриль и карельская кухня — на одном маршруте для длинных выходных
Республика Карелия… почему она так называется? Ведь живут тут в основном русские, карел меньше 8%! Кто вообще такие эти карелы и какие еще народы населяют этот северный край? Ответить на все эти вопросы поможет вам этот маршрут. Он объединяет территории так или иначе связанные с коренным населением Приладожья и Прионежья: карелами, вепсами, финнами Начинается и оканчивается маршрут в столице республики, городе Петрозаводске, проходит по территории Карелии и северо-восточных районов Ленинградской области. Общая продолжительность поездки в размеренном режиме составит 4 дня, но при желании можно обойтись и одними длинными выходными. например, приурочив поездку к дню России, 23 февраля или дню Народного единства. Благо, маршрут этот проходим в любой сезон.
Большая часть маршрута проходит по неплохим асфальтированным дорогам. Исключение составит часть пути вдоль Онежского озера — тамошней трассе явно необходим ремонт. В остальном, значительных трудностей маршрут не сулит. Вы не будете далеко удаляться от продовольственных и хозяйственных магазинов, отделений банков и мест, где ловит мобильная связь и интернет. О “сухом пайке” тоже можно особенно не беспокоиться. На дороге то тут, то там будут попадаться кафе и столовые. некоторые — с национальным колоритом.
Первый день мы рекомендуем полностью посвятить знакомству с Петрозаодском: прогулке по центральному проспекту Ленина, изучению “Старого города”, Онежской набережной и дегустации карельской кухни. Второй день стоит посвятить осмотру старинных карельских поселений: деревень Маньга, Каскеснаволок и города Олонец. Заночевать можно в Олонце, Лодейном Поле или Подпорожье.Третий день вы в Подпорожском районе Ленинградс
ПЕТРОЗАВОДСК СМ. НА КАРТЕ
Город Петрозаводск — промышленный, что и отражено в его названии. Ярких достопримечательностей тут не так уж и много, но и считать столицу республики только точкой “заброски” к погосту Кижи или другим открыточным достопримечательностям Карелии тоже не стоит. Тут можно с удовольствием провести как минимум целые выходные, Петрозаводск заслуживает отдельного полноценного маршрута. Здесь — обозначим только основные точки, которые нельзя пропустить.
Начните знакомство с городом с прогулки по центральному проспекту Ленина. На нем сосредоточено большинство важнейших зданий города. Широкая улица, застроенная в основном массивными “сталинками”, спускается от площади Гагарина и центрального железнодорожного вокзала к Онежскому озеру. По пути вам встретятся корпуса Петрозаводского университета, удивительно скромный дом правительства республики с милыми барельефами (в число их героев попала карельская лайка), помпезная гостиница “Северная” и изящные деревянные дома — бывшие конторы “Кареллеса”. Самые любопытные могут свернуть во дворы и поискать там внезапный памятник старины — католический костел в неоготическом стиле.
Свернуть с проспекта налево рекомендуем у перекрестка с улице Куйбышева, она приведет вас в небольшой отреставрированный деревянный квартал, который иногда называют петрозаводским “Старым городом”, Действительно, тут можно посмотреть, как выглядели кварталы нынешней карельской столицы сто с лишним лет назад, в бытность ее еще лишь центром Олонецкой губернии. Финальным аккордом станет прогулка по набережной Онежского озера — от “Старого города” и до водного вокзала. Вся набережная густо уставлена городской скульптурой. В значительной степени разношерстные монументы — подарки Петрозаводску из других городов и стран.
Тем, кто за время прогулки успел проголодаться — прямая дорога в “Карельскую горницу”. Этот ресторан с железным постоянством занимающий первую строчку в списках кулинарных рекомендаций для гостей города и правда впечатляет. В меню карельская, вепсская, финская, саамская кухня. Особое внимание дарам местных вод и лесов.Почти в каждом блюде рыба, грибы, ягоды или дичь: оленина, лосятина и даже медвежатина. Несмотря на скромный “деревенский” интерьер, цены вполне московские. Для тех, кто ищет что-нибудь подемократичнее, рекомендуем атмосферное кафе “Петрозаводск” с огромными панно на тему петровской эпохи или современное заведение The Кухня, прямо на проспекте Ленина.
ДЕРЕВНЯ МАНЬГА (65 КМ) СМ. НА КАРТЕ
Насытившись впечатлениями в Петрозаводске, отправляемся дальше. наш путь лежит в крохотную деревню Маньга в 65 км от столицы республики. Живет здесь постоянно всего лишь около 30 человек, но деревня — комплексный памятник архитектуры. В ней сохранилась целая улица из традиционных северных изб, расставленных между холмом с часовней Рождества Пресвятой Богородицы (XVIII век) и небольшим озерцом Маньга. И дома, и часовня эта, вопреки привычной архитектуре, не русские, а карельские или по крайней мере русско-карельские. Маньга и окрестности — часть ареала обитания одной из групп карел — ливвиков, составляющих тут немалую долю населения.
Осмотрев ансамбль деревни можно заехать в еще более глухое место — Каскеснаволок. Этот населенный пункт известен тем, что в 1832 году во время очередной экспедиции здесь собирал “руны” — древние песни финнов и карел этнограф Элиас Лённрот. Плодом многолетних трудов ученого стала знаменитая “Калевала”, эпос, заложивший основы и финского, и карельского самосознания.
ОЛОНЕЦ (110 КМ) СМ. НА КАРТЕ
Самый карельский из всех карельских городов. Более того, единственный город республики, где карелы составляют больше половины населения. А еще Олонец мог бы претендовать на звание самого милого города Карелии. Улицы здесь застроены в основном небольшими деревянными домами, по берегам извилистых речек Олонка и Мегрега проложены скрипучие деревянные мостки, а вокруг главной достопримечательности — Смоленского собора на речном островке Мариам — местами летом трава по колено.
Патриархальный и тихий Олонец можно обойти за час или — исследовать неделю. По составляющим городское поселение деревням разбросаны небольшие деревянные церкви и часовенки, избы с причудливыми резными украшениям, Городских жителей впечатлит и подвесной мост через Олонку в Рыпушкалицах. Самым любопытным — дорога в Национальный музей карелов-ливвиков с этнографической и краеведческой экспозицией.
БОЛЬШАЯ СЕЛЬГА (10 КМ) СМ. НА КАРТЕ
Еще одно старинное село в считанных километрах от Олонца. Про Сельгу говорят, что она могла бы стать “карельскими Витославлицами” — имея ввиду знаменитый музей деревянного зодчества близ Великого Новгорода, стилизованный под богатое торговое село. В этой деревне и стилизация никакая не нужна — десятки традиционных русских и карельских изб и так стоят, дожидаясь туристов. Особенно впечатляет могучий двухэтажный дом мебельщика Дубровина, переехавшего в Олонецкую губернию с Вологодчины в начале ХХ века и успешно прижившегося в финно-угорском окружении. К сожалению, сегодня украшенный богатой резьбой дом заброшен — уже много лет энтузиасты и чиновники ищут для его реставрации инвестора,
В Сельге находится открытая “этноплощадка” Олонецкого музея. На дворе одного из восстановленных домов деревни проходят праздники (особенно широко отмечают Ильин день), устраивают интерактивные программы для туристов.
КАВАРГА-СКИТ (150 КМ) СМ. НА КАРТЕ
От деревни Сельга отправляемся в сторону Винниц — стариннного села, неформального центра еще одной малой народности — приоятских вепсов. Добраться можно напрямик по проселочной дороге, которая ведет через Куйтежу и село Михайловское к Подпорожью. Плюс — живописные виды озер, древняя церковь в Важинах, сокращение пути на 20 км. Минус — покрытие по пути оставляет желать сильно лучшего. Рекомендуем следовать по более длинной, но зато асфальтированной трассе через Лодейное поле.
Не доезжая до Винниц 22 км сверните на дорогу к озеру Гонгинское — не спрашивайте зачем. Просто следуйте по проселку до сооружения под названием “Каварга-скит” и готовьтесь застыть от изумления. К этнографии оно отношения не имеет, скорее к современному искусству. Создатели называют Каваргу — “радикальной биоморфной скульптурой”, но окончательное мнение о том, что же это такое, вам придется составить самим. Вероятно, долгое нахождение в старинных чухонских землях все же оказывает специфическое влияние на психику. Недаром советский поэт Тихонов писал о “финском полуночном мире”.
ВИННИЦЫ (29 КМ) СМ. НА КАРТЕ
Возвращаемся из мира сумрачных фантазий современных художников в мир реальный. Дорога ведет нас к старинному селу Винницы. Знаменито оно тем, что здесь находится этнографический и культурный центр приоятских вепсов, народа еще более малочисленного, чем карелы, но коренного для этих мест. В начале лета вепсы всей Ленинградской области и их карельские соседи съезжаются сюда на праздник “Древо жизни” — поют песни, танцуют, торгуют локальной гастрономией и сувенирами с этническим колоритом, обсуждают насущные дела.
В течении всего остального года познакомиться с вепсской культурой тоже можно. В Винницах недавно открыт новый просторный музейно-выставочный комплекс, пришедший на смену устаревшему советскому ДК. Музейной составляющей Фольклорного центра. пожалуй, можно пренебречь, но обязательно напроситесь к сотрудникам на мастер-классы. Вас научат танцевать вепсскую кадриль (готовьтесь попотеть) и печь традиционные для финно-угров открытые пироги калитки — “лодочки” из пресного ржаного теста с несладкой начинкой.
Изучив вепсов, обратите внимание и на архитектурные достопримечательности села — пару полуразрушенных деревянных церквей, а также подвесной мост через Оять.
ШЕЛТОЗЕРО (140 КМ) СМ. НА КАРТЕ
Между Винницами и Шелтозером находится целый ряд любопытнейших достопримечательностей, будьте готовы, что путь от одной деревни до другой займет у вас почти полдня. Непременно осмотрите деревянные храмы в Родионово (Юксозеро), Щелейках, на Гимреке. А если вам нравятся и странные артефакты эпохи социализма — поищите памятник “Ленин на книгах” в поселке Вознесенье, близ переправы через Свирь.
Финальная точка нашего путешествия лежит на полпути между Винницами и Петрозаводском. Если Винницы — попытка сохранить, а то и воспроизвести почти утраченный быт и традиции вепсов Ленинградской области искусственным путем, то Шелтозеро в Карелии — живая вепсская деревня. На улицах тут можно услышать, как жители переговариваются на старинном финно-угорском наречии, а в столовой не удивляются просьбе подать к борщу калитки вместо хлеба.
В Шелтозере, в громандом двухэтажном доме крестьянина Мелкина, расположен еще один вепсский музей — и вот его пропускать любознательному гостю точно не следует. В экспозиции представлен воссозданный интерьер богатой вепсской избы начала ХХ века, в витринах собраны предметы быта и символы духовной культуры народа. Изучать их в компании местных гидов совсем не скучно, погружение в “вепсский мир” гарантировано. А еще попытайтесь совместить визит в село с посещением местного народного хора. Вы услышите как звучит кантеле, распеваются руны из все той же “Калевалы”, онежские обрядовые песни, русские частушки. Настроение у композиций совсем разное: от залихватски-ухарского до мрачно-медитативного.