В трилогии «Властелин колец», снятой Питером Джексоном, используется множество различных кинематографических уловок, одной из которых являются взрослые актеры, выглядящие настолько маленькими, что они запросто смогли сойти за низких хоббитов.
Вышедшие между 2001 и 2003 годами фильму трилогии «Властелин колец» выдержали испытание временем и оказали большое влияние а жанр фэнтези, как в кино, так и на телевидении. Хотя большая часть лестных слов относятся скорее к повествованию и яркой интерпретации мифологии Толкина, «Властелин колец» Джексона также может похвастаться и достижениями в сфере создания спецэффектов.
Например, «Властелин колец: Две крепости» открыл новые горизонты с точки зрения эпических баталий, используя огромное количество статистов и CGI-графики, чтобы показать грандиозную битву между людьми и орками. Еще более впечатляющим оказался Голлум, благодаря технологии захвата движения, которая используется по сей день. Однако, помимо массы впечатляющих компьютерных эффектов, стоит отметить и такие же поразительные практические эффекты.
Одной из самых больших задач Питера Джексона во «Властелине колец» (а их оказалось немало) было создание хоббитов. Эти создания не являются детьми, но рост их все равно значительно уступает взрослым людям. Поскольку рост хоббитов был одной из их определяющих черт, Питер Джексон был вынужден найти способ, чтобы актеры, играющие их, выглядели гораздо ниже своих коллег. Для трилогии «Властелин колец» съемочной группе пришлось использовать для решения этой задачи исключительно практические эффекты. Джексон использовал традиционную принудительную перспективу (то есть актеры, играющие хоббитов, должны были стоять дальше от камеры), чтобы создать иллюзию того, что один актер кажется меньше другого. Также использовался реквизит различного размера (стулья, кружки, дома, костюмы и т.д.). Кроме того, создателям трилогии приходилось тщательно подбирать позицию для персонажа, к примеру Фродо, относительно других героев нормального размера, чтобы создавать впечатление будто актеры имеют сильную разницу в росте.
Поскольку принудительная перспектива обычно зависит от очень специфических ракурсов камеры, во «Властелине колец» использовались движущиеся установки, которые перемещались синхронно с камерой, сохраняя чувство перспективы на протяжении всего кадра. В сценах, где хоббитам не обязательно было напрямую взаимодействовать с более крупными персонажами, их снимали отдельно, а затем на пост-продакшене «склеивали» в один кадр. В моментах, когда героев показывали лишь со спины, использовались дублеры.
Стоит отметить, что все эти методы были невероятно кропотливыми и трудоемкими процессами, требующими больших усилий от съемочной группы, которой приходилось тщательно выстраивать декорации. Поэтому в трилогии «Хоббит» Питер Джексон изменил подход к съемкам, включив в нее больше CGI. Хоббиты и гномы снимались отдельно от высоких персонажей. Герои одного размера снимались на основной съемочной площадке, в то время, как персонажи более маленького размера снимались в нескольких метрах на зеленом фоне. Джексон же, в свою очередь, получал в режиме реального времени готовые сцены, которые соединялись в одну. Несмотря на разность двух методов съемок, оба они дали фантастические результаты.