Порой конструкторы в погоне за максимальными характеристиками теряют ту неуловимую золотую середину, которая в итоге становится отправной точкой для серийного производства. Такое было с “Золотой рыбкой” - подводная лодка оказалась самой быстрой, но на конвейер не угодила. А столько ещё проектов, не столь популярных, были завернуты, потому что их достоинства обернулись недостатками? Пожалуй, на эту тему можно написать не то, что статью, а целый роман. И отдельную главу в нем выделить проекту 69.
Тяжелый и неуклюжий
Ещё в самом начале создания проекта 69 произошла путаница. За несколько лет расчетов конструкторы вывели одни формулы — определенные параметры водоизмещения, дальности, скорости. Только вот результаты кропотливой работы не понравились заказчикам. Если одни показатели остались неизменными — предполагалось, что скорость крейсеров проекта 69 будет достигать 33 морских узлов, то с другими ситуация оказалась с точностью до наоборот. Водоизмещение было решено увеличить почти в два раза. А ведь прошлые расчеты инженеры проводили несколько лет. И это в тридцатые годы, когда на помощь не могла прийти современная вычислительная техника. Но, как говорится, дали задание — надо выполнять.
Поторопились с реализацией
И вот, на фоне многочисленных поправок в затянувшемся проекте, во время, когда на горизонте маячит Вторая Мировая война, строителям дают задание возводить сразу два масштабных проекта.
Два завода, разделенных между собой сотнями километров, приступают к выполнению. Но работа не идет слаженно. То и дело возникают вопросы, потому что многие показатели не сходятся и воплотить то, что в спешке, в течение года пришлось исправлять конструкторам, оказалось попросту невозможно. Наступили напряженные времена и вместо дюжины ожидаемых тяжелых крейсеров, начальники не получают ничего. С одной стороны, если бы первичные расчеты стали основой для строительства, то может такого конфуза не случилось бы. А так — на строительство двух тяжелых крейсеров потратили драгоценные ресурсы и никаких результатов. Удача у проекта 69 оказалась никакой.
Но первый провал ещё не поставил точку на великой мечте начальства запустить новую серию линейных тяжелых крейсеров на вооружение. Причем в закромах имелась основа — строители успели частично заложить корабли. Тем более, что с момента прекращения работ прошло всего два года. Да не судилось.
Финальным аккордом в истории проекта 69 стало начало Великой Отечественной войны в 1941 году. Крейсеры-то можно было построить, возможно конструкторы даже сумели довести до ума перспективный проект, да только вот вооружение для этого комплекса оказалось недостижимым. С самого начала его планировали заказывать в Германии, но по понятным причинам, после июня 1941 года, подобный контракт стал невозможным. Конечно, в СССР во время войны разработки вооружения не прекращались, у конструкторов было достаточно ресурсов, чтобы создать собственное вооружение, но всё же нагрузка в то время была очень большой. У крейсера не оказалось никаких шансов.
А по окончанию войны уже стали разрабатывать другие проекты и “Кронштадт” просто стал нерентабельным. Как долго тянулась его история. Но люди получили колоссальный опыт — не всегда спешка приводит к положительным результатам.
Окончательные выводы
Проекту так и не удалось завоевать свободную нишу. Позже, конструкторы поработали над ошибками и обнаружили, что в их проекте оказалось достаточно слепых пятен, которые буквально провалили “Кронштад”. Одни вопросы были отлично проработаны — он максимально соответствовал названию тяжелого крейсера. А вот с другими вышла неувязочка. Важнейшие для начальства свойства — вооружение и его мощность — остались, что говоря, за бортом. Появление проекта 69 могло лечь пятном на репутацию Советского Союза.