Воспоминания рядового 87-ой пехотной дивизии вермахта, Хельмута Кресмана боях в районе Ржева весной 1943 года и небольшом отдыхе: "Ржев - это то, куда попасть страшнее, чем в Ад. Ржев является тем местом, в котором местами становится жарко так, что ты начинаешь считать, что уже давно на том свете и попал в Ад за свои грехи. А рай - он где-то в тылу, куда тебя отправят лишь после того, как ты искупишь свою вину потом и кровью.
Постепенно мы даже начали шутить, что прежде чем выпить кофе и узнать последние новости, фюрер спрашивает своих штабных крыс и офицеров какова обстановка в Ржеве, живы ли мы. Потому оттого, сколько немецких людей отдают здесь жизнь, начинаешь думать: а цель это войны, может быть, Ржев?
Но нет, мы уже отсюда не уйдём. Наша дивизия - призраки, которые давно смирились с участью сгинуть за пару ярдов этой проклятой русской земли. Мы не чувствуем того, что живём. Недавно мы потеряли ветерана и старожилу нашей дивизии - Михаэля. Он вёл дуэль с русским пулемётчиком, не меняя позиции. То он даст очередь, то русский. Казалось, что за этой напряжённой дуэлью следит весь фронт.
Но после часа боя, когда Михаэлю вздумалось, что он победил, когда русский пулемёт перестал стрекотать - слева прилетела пуля. Пока он торжествовал, русский сменил позицию и отправил Михаэля снова в Ад. Но мы были уверены - сатана будет удивлён тем, что Михаэль там будет чувствовать себя там как в раю.
Да, но позже пришла хорошая весть - мы отправляемся в глубокий тыл на 2 дня. Мы всё время обсуждали только это. Бывало, меняешь ленту на пулемёте, а пулемётчик тебя спрашивает: будем пить пиво, или обменяем у местных что-нибудь на самогон?
Позже, когда мы прибыли в деревушку в 5 километрах от фронта, первое, что мы сделали - начали пить. Мы пили и пиво, и самогон, и даже шнапс, который берегли в окопах на особый случай. Мы пили так, что местные не хотели впускать к себе на ночёвку, но всё решалось, если мы дадим русскому пару бокалов шнапса.
Во время такого захода, к нам подъехал майор, штабной. Он сразу же начал кричать на нас: "Немедленно прекратите это! Вы пьёте словно не люди! Вы уподобаетесь русским, как вам не стыдно?!". Но наш ефрейтор, Йогель, будучи пьяным кричал в ответ:
"Майор! Прекращу, если пойдёте воевать за меня с русскими! Вы же только черкая карту карандашом сражаетесь, правда?"
Тогда мы поняли, что ефрейтору может грозить за такую дерзость военный суд и резко встряли:
"Герр-майор, чтобы воевать с русскими, нужно вести также, как русские! Простите нас, но мы хотим провести эти два дня с весельем". Майор уехал, не сказав ни слова.. А мы пили так, что я запомнил это на несколько десятков лет..
Из воспоминаний Хельмут Кресмана.
Я благодарю Вас за прочтение данной статьи. Если она Вам понравилась, пожалуйста, поставьте лайк. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые статьи и интересный материал.