Этот блог посвящен тому, как одеты наши любимые книжные герои. Первой книгой, которую я нетерпеливо перелистывала в поисках описаний костюмов, был "Хоббит"; второй - трилогия "Властелин колец". И было это двадцать с хвостиком лет назад. Когда я увидела на книжной полке "Молодой гвардии" три тома отвратительно проиллюстрированного Толкиена (в переводе Кистяковского и Муравьева), я лишилась дара речи. Минуту стояла в недоумении, не снится ли мне это. Потом, не веря своему счастью, аккуратно сняла с полки первый том. Стоял февраль месяц. Тянуло весной. Шел 10й класс. Дома в заветной коробочке лежала купюра - подарок родственников на пятнадцатилетие. Еще минуту я прикидывала, хватит ли её на покупку всех трех томов сразу. Ибо все прочие нужды тут же улетучились прочь из моего виш-листа. Задача была проста: добежать до дома, схватить деньги и успеть вернуться в книжный, пока три тома на полке. Я успела.
До экранизации "Властелина" было еще достаточно времени. И лет восемь - до того, как не только "Властелин", но и трудночитаемый "Сильмариллион" стал печататься в АСТ космическими тиражами. Да что уж - мы, девочки и мальчики маргиналы, по четвергам собиравшиеся в Нескучном саду, не могли представить себе в самом страшном сне, что такое святотатство, как экранизация, вообще возможно. Фильм я посмотрела позже и нашла его в меру "ничего так, могло быть и хуже". Но как только начинает тянуть весной, я мысленно возвращаюсь к книжной полке магазина в самом сердце (тогда еще не убитой) Москвы. Задерживаю дыхание и беру первый том.
На самом деле, никаких особых описаний одежд у Толкиена во "Властелине" нет. Как нет подробных описаний костюмов, к примеру, в романах Хемингуэя. То есть каждый читатель имеет право придумывать костюм сам. Для меня это плохо, я же одеваю книжных героев. Но для всех остальных, считаю, это хорошо. Мне, кстати, кажется, что будь у Толкиена или у Хемингуэя больше точных описаний костюмов, не стать их текстам культовыми. Потому что Брет Эшли хороша своей шляпой, похожей на мужскую. И точка. Никаких более подробностей. А Элронд хорош тем, что он "был благороден и прекрасен лицом, как повелитель эльфов, могуч, как воин, мудр, как колдун, величествен, как король гномов, и добр, как нежаркое лето" - и в этом фишка. Можно надеть на Элронда самопальный плащ из маминой юбки, а можно пошить костюм по индивидуальному эскизу - он всё равно потеряется на фоне самого Элронда. Ну, он должен потеряться. Иначе - это просто неправильный Элронд.
Более того, эльфы в "Хоббите" вообще не такие. Одной из причин моей тяги непременно прочесть "Властелина" было совершенно неприемлемое описание эльфов в "Хоббите"! Вот, к примеру: "Там, в деревьях, какие-то существа хохотали и пели и, признаться, мололи порядочную чепуху. Но их это не смущало, и если бы вы им сказали об этом, они бы рассмеялись пуще прежнего. Конечно, то были эльфы. Бильбо даже разглядел их в сгущавшейся темноте". Хочется уже прочесть описание, какие, ну какие они? Он же их разглядел! Но нет. Ни романтических одежд, ни длинных волос - только дурацкая песенка слышится да смех. Несомненно, на этой стадии эльфы еще не оформились в сознании автора как горделивая и печальная раса, и близки к озорным обитателям лесов из шотландских легенд. В полной мере величественный образ эльфа сложится в трилогии.
Но и в тексте "Властелина колец" до обидного мало зацепок для подражания в плане костюма! Во второй части "Хранителей" наконец-то появляется Ривенделл - но кроме описания платья Арвен и зелено-коричневой гаммы в одежде Леголаса снова ничего значимого не находим.
Та же гамма появляется и в лориэнских плащах - прощальном подарке Хранителям в Лориэне: "странно было видеть, как материя плащей меняет цвет в зависимости от освещения. Плащи могли становиться серыми, как лесные сумерки, или зелеными, под цвет листвы деревьев, или коричневыми, как осенние травы в лугах, или тускло-серебристыми, как озеро под звездами. Застежка в виде зеленого листа с серебряными прожилками скрепляла плащи под горлом".
Цветовая гама эльфийского мира дополнена мерцающими, но приглушенными оттенками: "Глазам Фродо открылся .... зал с серебристо-зелёными стенами и золотой крышей заливал мягкий свет. В центре зала у ствола на тронах под балдахином живых ветвей сидели рядом Келеборн и Галадриэль, окружённые многочисленной свитой эльфов. Они встали, чтобы приветствовать гостей, как поступают у эльфов даже самые великие властители, — одинаково высокие, строгие и красивые. Владыки были с ног до головы облачены в белое, на их плечи ниспадали длинные волосы: золотые у Галадриэли и серебряные у Келеборна. Возраст по лицам Владык не угадывался, и только глаза, глубокие, словно Море, но острые, как лучи Вечерней Звезды, говорили об их глубочайшей памяти и опыте древнейших мудрецов Средиземья".
Белые одежды и золотые волосы сохранила Галадриэль и в фильме:
Если в те докиношные годы менее усердные московские эльфийки ограничивались белым платьем, чтоб примерно сойти за Галадриэль, более усердные обращались к образу Арвен: " Была ли она юной? И да и нет. Изморозь седины не серебрила её волосы, и лицо у неё было по-юношески свежим, как будто она только что умылась росой, и чистым блеском предрассветных звёзд лучились её светло-серые, как ясная северная ночь, глаза… но в них таилась зрелая мудрость, которую даёт только жизненный опыт, только опыт прожитых на земле лет. В её невысокой серебряной диадеме мягко светились круглые жемчужины, а по вороту серого, без украшений, платья тянулась чуть заметная гирлянда из листьев, вышитых тонкой серебряной нитью." Вышивок в интерпретациях костюмов эльфиек и правда было хоть отбавляй. А в фильме цвет платья тоже остался серым, а вышивка - серебряной. Только декольте появилось.
Сложно описать, на что похожи костюмы эльфов в экранизации "Властелина колец". Совершенно точно, сам тип толкиеновских эльфов был новым: ирландские сиды хоть и так же хороши - но уж слишком коварны; английские и шотландские эльфы - озорные малыши, совсем не похожие на этих. Так же и костюмы - они подчеркивают элегантность и возвышенность, некий драматизм этого типажа. Этой теме надо будет посвятить отдельный разбор, но в отдельных деталях просвечивают костюмы эпохи Возрождения.
Лично у меня платье было светло-бирюзовым. Папа его привез маме из Америки, но я сразу заявила, что мне оно нужнее. И правда, моё платье многим нравилось, хотя я его вообще никак не доводила до ума. Сейчас оно живет на даче - в моей комнате, которая тоже с тех пор не менялась. Дачей я особо не пользуюсь, потому желание оставить всё, как было, сильнее стремления к современному комфорту.
PS Напоминаю, что оставление мерзких комментариев к любым моим постам портит вашу карму и сокращает вашу жизнь. Мне же они не вредят, тк я вообще никакие комментарии не читаю. Берегите себя!