Это продолжение цикла статей о путешествии. Начало здесь. Предыдущая статья здесь.
Покинув замок, мы оказались в парке Семпионе (parco Sempione). В эпоху Висконти здесь был герцогский парк под названием Барко (Barcho). При Сфорца он был расширен и представлял собой лес, населенный, в основном, завезенными туда, экзотическими животными.
После падения династии Сфорца парк был заброшен: часть отдали под сельскохозяйственные нужды, на оставшимся месте появился военный плац, который просуществовал здесь до конца 19-века.
При Наполеоне здесь планировалось построить монументальный комплекс зданий, назвав на римский манер Форум Бонапарта (Foro Buonaparte).
Парк был разбит между 1888 и 1894 годами по проекту архитектора Эмилио Алемания. В нем расположены музейно-выстовочный комплекс Триенале, посвященный дизайну, второй по величине стадион города - Арена Чивика (Arena Civica), городской аквариум (Acquario civico) и башня Torre Branca (Torre Littorio). На башню можно было подняться на лифте и посмотреть на город с высоты. Мы почему-то туда не захотели. Видимо, сказалась усталость после бессонной ночи. Жаль, замок с высоты смотрелся бы неплохо. Да и другие части города увидеть оттуда было бы интересно.
Почему, собственно, парк называется Sempione? Найти ответ на этот вопрос оказалось непросто. Недалеко от парка начинается широкий бульвар Corso Sempione. Он дает начало дороге strada statale 33 del Sempione. По некоторым данным, она существовала еще во времена Древнего Рима и была построена при императоре Септимии Севере. В средние века, по окончании разорительных нашествий варваров, дорога использовалась пилигримами для паломничества в Рим. В 1801-1805 годах трасса была модернезирована Наполеоном. На 144 километре она пересекает границу Швейцарии. Примерно в 10 километрах от границы находится небольшая деревушка Симплон (Simplon Dorf), которая по-итальянский называется Sempione. Это же название носит и перевал в горах, через который проходит дорога.
Мы шли по дорожкам парка. Затем остановились у живописного пруда на фоне замка. И все это время я рассказывал супруге страшные сказки Миланского двора. О том как правили Миланом два брата из славного рода Висконти (с 1339 года). Звали их Лукино и Джовани. Джовани был архиепископом и занимался, в основном, церковными делами, а Лукино - светскими. И было у них три племянника: Маттео, Галеаццо и Бернабо, сыновья их покойного брата Стефано. И составили они заговор против двух правителей, но заговор был раскрыт (1340), а племянники изгнаны из страны. Затем Лукино умер (1349) и Джованни остался один.
Простил он своих племянников, разрешил им вернуться и сделал своими наследниками. Когда умер и Джованни (1354), стали они править Миланом втроем. Впрочем, Маттео братья отравили почти сразу (1355), а может быть и не травил его никто, а это просто злые языки так говорят... Пролетели годы, умер и Галеаццо (1378). Ему наследовал сын - Джан Галеаццо. Очень амбициозный молодой человек. Впрочем, он делал вид, что политика ему не интересна, а на самом деле плел интриги против своего дяди.
Бернабо (тот самый, что был женат на Реджине делла Скала), правитель суровый и воинственный, чтобы привязать к себе племянника выдал за него свою дочь Катерину Висконти (1380). Но и это не помогло. Однажды Джан Галеаццо схватил своего дядю и тестя в одном лице, бросил в темницу (1385) и вскоре отравил... Ну, если быть точнее, то Бернабо Висконти скончался при невыясненных обстоятельствах.
Джан Галеаццо был энергичным и успешным правителем. Он покорил Верону (1387), покончив со славной династией Скалигеров и собрал под своей властью множество земель в Северной и Средней Италии. В 1395 году германский король Венцель (он же король Чехии Вацлав IV), получив в дар 100 тысяч флоринов, согласился учредить титул герцога Миланского.
И стал Джан Галеаццо герцогом и продолжил он свою наступательную политику и мечтал уже объединить Италию сделав ее мощным королевством, как Франция или Англия, и стать королем. Но не суждено было сбыться планам его дерзким. Чума сразила амбициозного герцога (1402).
И остались его владения обширные сыну его 13-летнему по имени Джовани Мария Висконти. А регентом при нем мать его стала - Катерина, дочь Бернабо. Но не справилась она с власти бременем, начала распадаться страна новая. Кондотьеры лютые и коварные на куски стали герцогство растаскивать.
И среди кондотьеров этих самым хитрым и самым успешным, самым славным и самым богатым был некий Фачино Собака (Facino Cane). Стал влиять он на герцога юного и настроил его против регента, против матери, значит, родной. И в темницу она была брошена, а чуть позже в темнице отравлена (1404).
Тяжела же судьба знатной женщины в ту годину суровую, лютую. Ведь отца Катерины родного, отравил ее собственный муж, а саму ее - собственный сын.
Впрочем, есть версия, что Катерина умерла от чумы.
Молодой герцог Джовани Мария прославился своей жестокостью. Он любил травить людей собаками. Однажды, во время войны, на площади собралась толпа и стала требовать мира. Герцог приказал своим солдатам напасть на людей. Было убито около 200 человек. После этого Джовани запретил произносить слова "война" и "мир". Запрет был настолько строгим, что даже священнослужителям пришлось изменить свои тексты.
В итоге, знатные Миланцы составили заговор против Джованни и, воспользовавшись тяжелой болезнью Фачино Кане, зарезали правителя перед церковью San Gottardo in Corte (той самой, билет в которую у нас уже был в кармане). Таким образом, молодой герцог и его влиятельный кондотьер умерли в один день (16 мая 1412 года).
Новым герцогом стал младший брат Джованни - девятнадцатилетний Филиппо Мария Висконти.
У Фачино Кане была жена Беатриче ди Тенда - сильная, мудрая женщина. Влиятельный полководец ее любил и уважал. Говорят, он сам настоял, чтобы после его смерти Беатриче вышла замуж за нового герцога. Я почему-то в этом сомневаюсь. Так или иначе, но она была очень выгодной партией даже для герцога. Взяв ее в жены, он получил обширные земельные владения, немалые деньги и солдат покойного кондотьера.
Были, правда, и проблемы. Супруга оказалась старше герцога аж на целых двадцать лет. С точки зрения рождения наследника - перспектив никаких. Так она еще и в политику вмешиваться начала не в меру и в народе популярностью пользовалась. Что делать нашему Филиппо?
Было одно простое и проверенное средство: обвинить супругу в измене и казнить. Так поступили с тетей Филиппо (родной - по матери, двоюродной - по отцу) - Агнессой Висконти, еще одной несчастной дочерью Бернабо и Реджины. Она вышла замуж (1375) за народного капитана Мантуи Франческо Гонзага в знак примирения Милана и Мантуи. Когда же союз двух городов распался, ее обвинили в прелюбодеянии и обезглавили (1391). Филиппо Мария Висконти последовал этому примеру (1418).
Герцог проводил агрессивную внешнюю политику, стремясь восстановить владения своего отца. Соседи его уважали и боялись. Однако, многолетние войны против сильных Венеции и Флоренции к успехам не привели.
Единственным ребенком герцога была незаконнорожденная дочь - Бьянка Мария (1425-1468).
В многочисленных войнах Филиппо сражался за него талантливый, успешный кондотьер - Франческо Сфорца (1401-1466). И чтобы полководец продолжал сохранять ему верность, а не перешел на сторону врага, пообещал герцог тридцатилетнему военначальнику свою шестилетнюю дочь в жены и приданное богатое (1431). Франческо, однако, все же покинул Филиппо и сражался следующие десять лет против него, на стороне Венеции. Герцог дважды хотел разорвать помолвку, но так и не разорвал.
Тем временем юная Бьянка росла и получала образование в замке Аббиатеграссо недалеко от Милана. Девочка была умная, талантливая, с твердым характером и управленческими способностями. В конце концов герцог и кондотьер помирились и сорокалетний Франческо все-таки женился на юной Бьянке (1441). Несмотря на разницу в возрасте брак оказался на редкость удачным. Супруги любили и поддерживали друг друга. Франческо даже поручал 17-летней жене управлять целыми провинциями, с чем она успешно справлялась.
В 1447 году Филиппо Мария Висконти скончался. Наследников у него не осталось, и группа влиятельных граждан, среди которых были Антонио Тривульцио, Теодоро Босси, Джорджо Лампумньяно, Виталиано Борромео, Иноченцо Котта, провозгласили Золотую Амброзианскую Республику. Названа она была так в честь небесного покровителя Милана - Святого Амвросия. Республика, однако, просуществовала недолго. Не прошло и трех лет, как новым герцогом стал Франческо Сфорца (1450).
Франческо правил умерено и сдержано, дружил с правителем Флоренции Козимо Медичи, совершенствовал налоговую систему, развивал культуру, был популярен среди миланцев. Бьянка во всем его поддерживала и еще родила ему восьмерых детей.
Когда Франческо умер (1466), она взяла управление на себя, поскольку старший сын в это время воевал во Франции. Бьянка послала за ним, и вскоре Галеаццо Мария Висконти (1444-1476) взошел на герцогский престол. По началу он с уважением относился к матери, но потом начались конфликты, и в итоге Бьянка была вынуждена покинуть город.
Два года спустя она, несмотря на то, что придворные ее отговаривали, приехала на свадьбу сына, которая состоялась 9 мая 1468 года. По возвращении домой, она заболела и через несколько месяцев скончалась.
Неужели Бьянка, как и ее бабушка Катерина, была отравлена собственным сыном? Возможно. Highly likely, как говорят наши английские "друзья". По крайней мере многие современники это подозревали, но правды мы, скорее всего, не узнаем.
Герцог Галеаццо Мария Сфорца был покровителем искусства и культуры. Он приобретал новые книги для герцогской библиотеки и привез из Фландрии лучших певцов. Однако он прославился также и как жесточайший тиран. В результате знатные горожане составили против него заговор и он был зарезан в церкви Святого Стефана на следующий день после Рождества 1776 года.
Любопытно, что не прошло и полутора лет похожая история произошла во Флоренции. В апреле 1478 года в знаменитом флорентийском соборе было совершено покушение на братьев Лоренцо и Джулиано Медичи (заговор Пацци). Джулиано был убит, а Лоренцо, прозванный в последствии Великолепным, чудом спасся. Впрочем, это уже совсем другая история...
Следующим миланским герцогом стал семилетний сын Галеаццо - Джан Галеаццо Мария Сфорца. Регентом стала его мать - Бона Савойская. Однако вскоре власть в Милане захватил дядя герцога - Людовико Мария Сфорца. Людовико продолжил править и, когда герцог стал взрослым, поскольку молодой Джан Галеаццо, отчасти в силу своих природных способностей, отчасти из-за коварства дяди, оказался не готов к роли правителя. Однако в возрасте 25 лет Джан Галеаццо Мария скончался. Как обычно, при сомнительных обстоятельствах... Людовико стал полноправным герцогом (1494).
Править, правда, ему пришлось недолго. В 1499 году Милан завоевали французы. Герцогу удалось ненадолго вернуть контроль над городом, но потерпев весной 1500 года поражение под Новарой, он был захвачен в плен и умер в заточении (1508).
Два сына Людовико, тоже смогли стать номинальными герцогами: Максимилиано в 1512-1515 годах был марионеткой, захвативших город швейцарцев, а Франческо II был назначен отвоевавшим город императором Карлом V и правил с 1522 до своей смерти (1535). После этого город отошел к испанским Габсбургам.
Ну как вам "сказки"? Правда страшные? Не даром на гербе у рода Висконти змей, пожирающий человека. Часто пожираемого называют младенцем, но на большинстве изображений на младенца он не похож. Герцоги из рода Сфорца также включили этот символ в свой герб.
Под стать гербу и девиз дома Висконти: «Vipereos mores non violabo», что в переводе с латыни означает: "Не буду нарушать змеиные обычаи".
Продолжение здесь.