К вопросу о роли личности в истории в свете недавних событий. Россию часто называют патриархальной страной. Государство российское и общество нередко характеризуют как патерналистские. Одни вкладывают в эти слова сугубо отрицательный смысл. Мол, Россия и раньше, и сейчас отсталая и несвободная. Другие придают этим понятиям положительный оттенок. Русские отличаются приверженностью традициям и государство у нас заботится о людях.
Первые - это либералы, западники, демократы и сторонники прогресса всевозможных мастей. Вторые - это государственники, патриоты и радетели традиций в разнообразных изводах. Речь, конечно, идёт о штампах, ярлыках. которые лихо наклеивают друг на друга представители этих враждующих сторон. Патриархальность и патернализм происходят от латинского слова "pater". И речь у нас пойдёт о таком важном феномене, как фигура отца в России.
Я не имею в виду тех безответственных "маменькиных сынков", которых прибил к позорному столбу протоиерей отец Дмитрий Смирнов. Видимо к тому столбу, к которому сначала ( из вежливости?) пригвоздил "живущих во блуде" незамужних российских женщин. Речь пойдёт об отцах Отечества, памятники которым украшают славный град Санкт-Петербург.
На фото в галерее в ретроспективном порядке: "Собчак за бронированным стеклом" - "отцу русской демократии" образца начала 90-х. "Ленин на броневике" - соответственно В.И.Ленину - отцу Советского государства. И наконец, "Медный всадник" - памятник Петру Великому, "отцу отечества" и императору всероссийскому.
Я не собираюсь смаковать колкие комментарии, посыпавшиеся от неравнодушных к событию питерских жителей и прочих граждан нашей необъятной Родины. Очевидно, что пуленепробиваемое стекло предназначалось не для монумента первого петербургского губернатора, "он же памятник" - что с ним случится? А шутить по поводу безопасности первого лица государства в столь непростое время - это, понимаете ли, "не комильфо".
И тесной связи с народом пресловутое стекло нисколько не помешало. Петербурженка пожаловалась Президенту на свою низкую пенсию, а он ей на свою "не самую большую зарплату".
Можно только порадоваться за действительно простую женщину, жизнь которой, после задушевной беседы с В.В. Путиным, как мы узнали, уже начала меняться к лучшему. Одно только опасение: как бы во время следующих мероприятий с участием главы государства не пришлось сооружать уже бронированный куб или купол. Опять же - не для первого лица, а от эксцентричных поклонниц .
Замечу, что шутить по поводу самих траурных церемоний я не стану, потому что это нехорошо. Чувства других людей, особенно если это чувство скорби, необходимо уважать.
С другой стороны, комментаторы публикаций в СМИ о возложении цветов к памятнику А.А. Собчаку замечали, что обычно люди поминают своих покойных родственников и друзей на кладбище, в кругу близких. Но то - обычные люди, а в этом случае - люди не только значительные, но и публичные ( что не всегда одно и то же). И то, что в "одном флаконе" взору миллионов россиян были представлены одновременно ( причём в таком темпе, что публика не успевала придти в себя ) - " кричащая " премьера амбициозного проекта ток-шоу с К.А.Собчак, шутки И.Урганта про Собчак и коронавирус*, и торжественные мемориальные мероприятия по поводу печальной даты - принесло, наверное, нежелательные плоды.
И теперь уже не просто безымянные обитатели Рунета, а сам Е.Я. Сатановский горько шутит в "Полном контакте"Владимира Соловьёва 20.02.2020 : " вся наша надежда на будущее" (будущий президент ?) - К.А.Собчак, которая "въедет в свой 25-й брак на катафалке и..."
Все возможные коннотации, которые вызывает эта метафора, я оставляю на совести уважаемого Евгения Яновича. Он выдержит, я уверен, на то он и "глыба", по образному выражению В. Соловьёва, заимствованному им у В.И. Ленина.
А теперь о Петре Первом. В 1725 году после кончины "отца отечества" и его пышных похорон "велеречивый" официальный идеолог архиепископ Феофан Прокопович (1) повествовал о великой печали и скорби благодарных верноподанных россиян о Петре Великом. В действительности же простым народом окончание жизненного пути монарха-реформатора воспринималось как избавление от непосильных тягот его царствования.
"Народные "учителя" ( старообрядцы - Р.Ю.) изрекли, что Пётр отправился туда, где уже давно приуготовлено было ему место толками народа, т.е. в ад кромешный. Такова была загробная участь "царя антихриста". (2)
Наглядным примером "охуления" ( от устаревшего " хула" - резкое осуждение - Р.Ю ) народом ненавистного монарха" (3) служит оригинальное произведение народной сатиры - лубок с рассказом "Мыши кота погребают". (4) Где едко пародируется похоронная церемония ( "адская свадьба" - в этом контексте следует народной скоморошьей традиции? ) Великого строителя "города на костях". Блестящий образец карнавальной традиции показывает представителей "податного люда" из разных областей России в виде мышей радостно хоронящих "старого кота". Например, " в четырёх местах ( на картинке - Р.Ю.) помещены мыши татарские, которым от Петра пришлось особенно солоно". (5) Имеются в виду и двойное обложения податями для мусульман, рекрутчина, принудительное переселение на строительство Петербурга, на заготовку леса для флота ( лашманы ). Добавим, что другой популярный вариант названия лубка " Кот Казанский " - пародия на императорский титул "Царь Казанский, Царь Астраханский...". Отсюда, помимо прочего, и частое появление персонажей "татарского происхождения".
Не хочется быть банальным, но это именно тот случай, где уместно напомнить, что "благими намерениями выстлана дорога в ад". Само по себе логичное стремление человека обеспечить себе достойное ( по его меркам, ) стабильное положение в обществе может приветствоваться. Но, опять же общеизвестно, что всё дело в средствах, в способах достижения цели. И как бы не энергичны и продуманы не были эти действия, если в одну кучу сваливается и Богово, и кесарево, и человеческое и инфернальное ( "адское") добиться сочувствия людей невозможно. Зачем же тогда проводить масштабную публичную кампанию, если в принципе мнение людей никак реально не влияет на результат? И почему Президент не дистанцируется от этого процесса?
А Ленин сказал бы в таком случае: " Да Вы, батенька, гуманист..."
*это известный приём: к "коронавирусу" прикрепляют "Собчак" и, каждый раз при упоминании коронавируса, Вы вспоминаете про Ксению Анатольевну.
- 1) Краткая повесть о смерти Петра Великого, соч. Феофаном Прокоповичем. СПб.,изд.1831 г. Цит. по: Семевский М.И. Царица Катерина Алексеевна, Анна и Виллем Монс, 1692 - 1724: очерк из русской истории XVIII века. -репринт. Л., 1990., с.232 Далее: Семевский М.И. Указ.соч.
- 2) Семевский М.И. Указ.соч. ,с.235
- 3)Там же.
- 4) Ровинский Д.А. "Русские народные картинки", СПб, 1881,
- 5) Семевский М.И. Указ.соч., с.240
21.02.2020
Приглашаю подписываться на мой канал, ставить лайк и комментировать.