Ранним утром мы выехали из Бишкека в сторону Ала-арчинского ущелья. Нашего водителя зовут Бакыт и он бородат. Вечером предыдущего дня мы познакомились с ним рядом с одной из мечетей. Когда-то он работал на заводе, но советская власть закончилась, и вместе с ней закончились заводы. По дороге мы общались на занимательные темы. Украина, Путин, ЛГБТ и религия. Занятный коктейль. В России у Бакыта работает несколько друзей. А в 90-е и он сам занимался перегоном автомобилей из Прибалтики в Киргизию. Бывал и в Калининграде, и в Северной столице.
- Сегодня никуда не езжу, да и зачем? Вот в горы едем и хорошо. А так я читать люблю.
- А что читать любишь?
- Книги по истории. Её сейчас повсюду пытаются переписать, но образованного человека не обманешь. Нас сталкивают лбами уже не первое десятилетие, но я пока еще помню, как жилось при СССР и вижу как живется сейчас.
- А как было в 90-е здесь?
- Ой, плохо было. Работы нет, народ водку много пил. Я и сам раньше пил и курил. Сейчас-то бросил, но было и такое. Трудно жить было в 90-е. Сейчас туристов много стало ездить, да и вообще народ перестал совсем бедствовать, но так было не всегда.
Виды вокруг нереальные.
- Вот видишь, шашлык бегает? – Улыбается Бакыт. – Он же недорогой совсем. Мясо вообще у нас любят и хорошо готовят. Я в России не могу кушать в кафе. Не обижайся, но готовят плохо. И дорого. Фантастически дорого, а за что непонятно. Хотя Россия большая, а я не так уж много где и был. Вот в Подмосковье был, но там плохо кормят. Нормально только в гостях кушал. А в кафе пошли, и я голодный оттуда ушел. – Бакыт махает недовольно рукой. – Ай, что говорить, ты же у нас уже кушал где-нибудь? – Я начинаю перечислять, куда нам советовали сходить и где мы уже побывали. – А, знаю-знаю это место. Я туда тоже иногда хожу. Там хорошо готовят. Правильно вам посоветовали. – Перебивает Бакыт.
- Вот ты спрашиваешь, как я отношусь к Путину? Хорошо я к нему отношусь. Он сильный. А на Востоке любят сильных людей. Это нормально, я считаю. Вот я помоложе был, подкову мог спокойно разогнуть. – Я его спрашиваю умеет ли он ездить верхом - На лошади-то ездить? Конечно, умею - смеется Бакыт. – Что за мужчина который не умеет ездить а лошади? Настоящий джигит должен уметь. У меня и конь раньше был, ай красавец был. Но продать пришлось. А у брата до сих пор есть. Машина это просто железяка, я всю жизнь за рулём, много на чём ездил, но с конём не сравнить. Эх… - Бакыт задумчиво смотрит на дорогу.
- Украина это что? Это маленькая страна. Я вот эту иллюзию очень хорошо понимаю. У нас же так же было всё. Митинги, постоят-погалдят-разойдутся, но только у простых людей ничего не меняется от этого. Только хуже становится. Да и видел я этих митингующих. Они сережки в ушах носят, разговаривают много… - Бакыт щелкает пальцами словно ищет подходящее слово. - Как женщины. Мужчина так себя вести не должен.
- Но мы ведь сейчас тоже разговариваем, да и сережки я к примеру носил тоже. – Бакыт задумчиво смотрит на меня.
- Может и носил, твое дело, но ты же обычный человек. Жена, сын. – Бакыт кивает на заднее сиденье. – Семья лучше всяких документов говорит о человеке. Семья это важно. В Европе об этом стали забывать. Они там вымирают и скоро их захватят арабы.
- Ты мусульманин Бакыт?
- Да, конечно, а ты я уверен православный и у нас с тобой очень много общего. Даже больше чем ты думаешь. Я изучаю и Коран, и библию. Это очень сложные книги их можно всю жизнь читать и не понять. – Бакыт довольно кивает головой и поглаживает бородку. – Очень много общего. Ты пока еще молодой и не понимаешь как много.
- Что я думаю про Америку? Ничего хорошего. Они ведут захватнические войны. Вот смотри. Была одна страна СССР. Большая была, а ведь сломали её. И вот они думают, что они сильные, но это не так. У них мышление неправильное. Они в итоге сами себя сожрут. Вот поглядишь.
- Но пока что не сожрали, ведь? Да и не похоже, что они плохо живут.
- Ой, что такое жить хорошо? Я считаю, что хорошо это когда ты внутри обрёл что-то важное, что-то понял, не мечешься, не суетишься. И тогда материальное всё само по себе приходит. Вот ты думаешь, меня интересуют деньги? Или там машины? Мне судьба всё дает. Я вот вчера из мечети вышел, только ж помолился и тут сразу ты подходишь и спрашиваешь, сколько и куда будет стоить. Это всевышний ко мне тебя направил, ничего просто так не происходит. А рядом стояли ведь другие таксисты, но ты ко мне подошел. Почему? Вот. Нет у тебя ответа, а у меня есть. – Бакыт разглаживает бороду, напоминая мне умудренного жизнью старца из сказок. – У меня на многие вопросы есть ответы, но озвучивать их необязательно. Человек до всего сам должен доходить, а всевышний ему в этом поможет.
- Война говоришь? Нет в Коране такого, что я должен тебя убить, раз ты не веришь в другого Бога. Но есть злые и хитрые шайтаны которые промывают людям мозги. Вот они и стравливают людей. Они нехорошие, но их тоже судьба покарает. Никто не останется безнаказанным. – Бакыт выворачивает руль вправо. – А вообще плохая тема для беседы. Ты вот приезжай к нам еще, с семьей, с друзьями. На Иссык-Куль поедем. Шашлык кушать будем. В Киргизии много мест, куда хорошо съездить. – Улыбается Бакыт.
После обеда мы вернулись в пыльный Бишкек и пытались уговорить Бакыта с нами отобедать, но он категорически отказался. – Я теперь только вечером кушать буду. Сейчас не хочется. – Улыбнулся он поглаживая в очередной раз бородку.