«Да, Золя не Вольтер, и все мы не Вольтеры, но бывают в жизни такие стечения обстоятельств, когда упрек в том, что мы не Вольтеры, уместен менее всего....", -
писал русский писатель А. Чехов своему издателю Суворину. В этом письме речь шла о нашумевшем во Франции деле офицере французской армии. еврее А. Дрейфусе, который обвинялся по фальшивым письмам в измене стране в пользу Германии, о знаменитом обращении к президенту Франции писателя Эмиля Золя " Я ОБВИНЯЮ " , в котором писатель обвинял правительство и военное руководство Франции в антисемитизме.
Как ни странно в России это громкое дело. как и во Франции поделило деятелей культуры на сторонников Дрейфуса и противников. Су"ворин занял сторону французского правительства и опубликовал в своей газете "Новое время" омерзительную по содержанию статью. Чехов прекратил с ним всяческие отношения. Он писал ему в письме:
" Большие писатели и художники должны заниматься политикой лишь настолько, поскольку нужно обороняться от нее. Обвинителей, прокуроров, жандармов и без них много..."
И Л. Толстой не остался в стороне. он тоже высказался по делу Дрейфуса. Почти иронично. со свойственным ему высокомерием, которое вскрывает его глубинные противоречия и в мировоззрении, в отношении к людям:
«…Событию этому, подобные которым повторяются беспрестанно, не обращая ничьего внимания и не могущим быть интересными не только всему миру, но даже французским военным, был придан прессой несколько выдающийся интерес…Только после нескольких лет люди стали опоминаться от внушения и понимать, что они никак не могли знать, виновен или невиновен, и что у каждого есть тысячи дел, гораздо более близких и интересных, чем дело Дрейфуса».
Удивительно, но в этих строчках Толстой уничтожает все идеи своего романа " Война и мир " , не желая вникать в природу конфликта, в судьбу человека незаконно осужденного да еще и по причинам ненависти к евреям.
Определилось в русской литературе конца 19 века одно из главных направлений художественного творчества: Чехов и Толстой. Человек и Государство. Вселенское и Политическое. Вот и весь Толстой - лицемерный граф русского дворянства, полагающего, что судьба Пьера Безухова важнее судьбы кого-то французского еврея.
К счастью, и в России, и во Франции рождаются люди, защищающие маленького человека, коим оказался без вины виноватый Дрейфус. Дело длилось с 1898г. по 1906г. Офицера оправдали. Вернули звание и наградили за мужество и преданность Франции. Потом, после отсидки в тюрьме на острове Дьявола, громких судебных разбирательств. Кстати, французский писатель Эмиль Золя тоже был осужден за пасквиль на французскую армию в своем письме к президенту, унижение правительства и защиту еврея- изменника Франции. Но писателю удалось бежать за границу и укрыться в Британии.
Этот невероятный случай в истории Франции, поделившей мир. Нет сомнения, что проблема антисемитизма перекочевала и в головы немецких политических деятелей, породившей такого Гитлера, который, уверен, был бы встречен Толстым, - родись он в России, - громкими и радостными литературными панегириками.
Если вам понравилась статья. ставьте лайки. Пишите комментарии и подписывайтесь на мой канал.
Будет интересно!