Беломорканал, ДнепроГЭС, московский и горьковский автозаводы – всем знакомы эти крупнейшие стройки первых пятилеток. Однако советское искусство в эти годы переживало не меньший подъем, обретая собственные стиль, тематику и героев. “Важнейшее из искусств” – кинематограф – особенно остро реагировало на перемены в стране и мире и служило своеобразным “барометром” эпохи. В этом цикле мы расскажем об основных вехах развития отечественного кино в годы пятилеток, вспомним как классические, так и малоизвестные ленты и воскресим в памяти легендарные имена. Добро пожаловать в кинематографическую машину времени!
Закат оттепели
В 1966 году на советских экранах появилась одна из самых знаковых лент своего времени – “Июльский дождь” Марлена Хуциева. Как и в предыдущих работах режиссера, в этой картине можно увидеть и поэтичные зарисовки на тему городской жизни (в этот раз – в сопровождении лиричных вокализов французской группы “The Swingle Singers”), и бесстрастные наблюдения за прохожими фактически документальной камерой, однако во всем этом чувствуется какая-то фрагментарность, раздробленность, надломленность… И действительно, в основе сюжета ленты – история распадающихся отношений двух молодых людей, чьи романтические иллюзии в духе героев “Весны на Заречной улице” сменились рефлексией и разочарованием в прежних идеалах, а своеобразным аккомпанементом действия стали печальные песни в исполнении Юрия Визбора. Надо сказать, что Хуциев, возможно, раньше всех почувствовал закат оттепели и мастерски передал это ощущение на экране – меняющийся на глазах общественный и идеологический климат нашел в его фильме точнейшее визуальное воплощение. После этой ленты режиссер надолго перестанет снимать фильмы о современной ему эпохе – лишь в 1983 году выйдет его картина “Послесловие”, в которой эволюция характеров из “Июльского дождя” придет к своему логическому завершению.
Если друг оказался вдруг…
Мужественно-печальную “Песню о друге” из фильма “Вертикаль” в 1967 году напевал и насвистывал, наверное, каждый второй любитель кино – настолько точно она олицетворяла эпоху с ее романтикой походов и благородного риска. Выход фильма стал настоящим “звездным часом” для Владимира Высоцкого – работа в “Вертикали” стала его первой главной ролью в кино, а популярность его песен, прозвучавших не в любительской записи, а с большого экрана, выросла в разы. Интересно, что первоначально к работе над картиной на альпинистскую тематику авторы планировали подключить, пожалуй, главного кумира советских путешественников Юрия Визбора, однако тот отказался от предложения, посчитав сценарий фильма недостаточно удачным. Впрочем, Высоцкий тоже согласился на роль не из-за сценария – в первую очередь его привлекла возможность написать для картины несколько песен, и именно с этой задачей он, пожалуй, справился лучше всего. С выходом “Вертикали” в СССР начался настоящий “культурный феномен” Высоцкого, в одночасье ставшего кумиром всей страны.
Береги руку, Сеня!
В 1968 году вышла одна из самых кассовых картин за всю историю советского кино – “Бриллиантовая рука” Леонида Гайдая. История о примерном семьянине Горбункове, втянутом в рискованную авантюру по переправке контрабандных драгоценностей, стала одним из главных хитов своего времени, а многие фразы из фильма разошлись на цитаты. Надо сказать, что именно “Бриллиантовая рука” наметила новый вектор в творчестве Гайдая – вовремя отказавшись от дальнейших “вариаций на тему” с легендарной троицей “Трус – Балбес – Бывалый”, режиссер переключился на новый материал, в котором чистая эксцентрика разбавлялась пародией на шпионские фильмы, а погони и “гэги” – отточенными до совершенства диалогами. Кстати, интересно, что столь эксцентричный сюжет не был выдумкой сценаристов – по воспоминаниям создателей фильма, идея картины возникла после прочтения газетной заметки о настоящих швейцарских контрабандистах, переправлявших драгоценности в гипсе.
Грузинское раздолье
В 1969 году вышла, пожалуй, одна из самых экзотических картин Георгия Данелия – “Не горюй!” После фильмов “Я шагаю по Москве” и “Тридцать три”, поставленных на современном материале, режиссер обратился к историческому прошлому, взяв за основу французский роман Клода Тилье “Мой дядя Бенжамен” и перенеся его на материал Грузии рубежа XIX – XX веков. В результате перед зрителями предстала крайне самобытная история с обилием национального грузинского колорита, музыкой и костюмами, в которой были заняты выдающиеся грузинские актеры – Серго Закариадзе, Софико Чиаурели, Верико Анджапаридзе и другие. Кроме того, эта лента стала настоящим “звездным часом” для исполнителя главной роли Вахтанга Кикабидзе – отныне он станет одним из любимых актеров Георгия Данелия и в общей сложности примет участие в пяти проектах режиссера. Кстати, интересно, что о фильме “Не горюй!” восторженно отзывался Федерико Феллини – по словам режиссера, одной этой ленты ему было достаточно, чтобы убедиться в исключительном таланте своего советского коллеги.
В начале было “Начало”
В 1970 году вновь заявил о себе многообещающий творческий тандем – Глеб Панфилов и Инна Чурикова. Их новая картина “Начало” в каком-то смысле стала идейным продолжением дебютной работы Панфилова “В огне брода нет” – в ней также рассказывается история неприметной провинциальной девушки, в которой внезапно просыпается незаурядный творческий талант. В отличие от предыдущей ленты, не попавшей в большой прокат, “Начало” получило по-настоящему широкое признание как на родине, так и за рубежом и завоевало около десятка наград, а Инна Чурикова стала новой восходящей звездой советского кино. Примечательно, что именно на съемках этой картины Панфилов и Чурикова поженились и в результате стали, пожалуй, одной из самых ярких творческих пар отечественного кинематографа. Отныне практически в каждом фильме мужа актриса будет играть главные роли и воплотит на экране множество образов – от провинциалки Паши Строгановой до судовладелицы Вассы Железновой. Словом, “Начало” стало поистине многообещающим началом…
Если вам понравилась статья, предлагаем вам поставить “лайк” и подписаться на наш блог – так вы не пропустите наши новые публикации. И не забывайте комментировать понравившиеся темы!
Предыдущая статья цикла: "Кино VII пятилетки. 1961 - 1965"
Читайте другие наши статьи об отечественном кино: